Дата рождения: 21 сентября 1760 года Место рождения: Казанская губерния, Российская империя Дата смерти: 15 октября 1837 года Место смерти: Москва, Российская империя
Иван Иванович Дмитриев – русский поэт.
Иван Дмитриев был рожден 21 сентября 1760 года в Казанской губернии в семье из богатого рода, в собственно имении. Учился сначала на дому, а затем пошел обучаться в частный пансион Кабрита в Симбирске.
В 1772 году семья переехала в Москву и тогда же Дмитриев был записан солдатом в лейб-гвардию Семеновского полка. В 1774 года приехал в Петербург вместе с отцом, где закончил обучение в полковой школе и через 2 года стал унтер-офицером, а еще через 2 сержантом.
В 1777 году делает первые шаги в литературе и пишет стихи на сатирические темы, которые потом уничтожил. Тогда же его стих Надпись к портрету князя А. Д. Кантемира был впервые напечатан в журнале Новикова. Своими наставниками и вдохновителями Дмитриев считал Новикова, Ломоносова и Хераскова.
Чуть позже он изучает историю литературы, французские переводы и римские и греческие произведения.
В 1783 году знакомится с Карамзиным, оказавшимся его родственником.
В 1787 году стал прапорщиком, а через год началась русско-шведская война, и Дмитриев отправился в поход на Финляндию, но не дошел и вернулся домой.
В 1790 году познакомился с Державиным, а уже через него с Фонвизиным и Богдановичем.
В 1791 году опубликовался в Московском журнале Карамзина со стихами Голубок, которые имели такую популярность, что сразу были положены на музыку и основали песню Стонет сизый голубочек.
После Московского журнала Дмитриев печатался и в других журналах Карамзина, в частности Аглая и Аонид.
В 1795 годубыла издана первая книга Дмитриева – сборник стихов И мои безделки. Эта книга стала первой, где упоминается буква Ё.
Чуть позже Дмитриев создал песенник, включавший в себя его песни и песни других авторов, книга была выпущена в 1796 году под названием Карманный песенник.
В 1789 году стал подпоручиком, через год поручиком, а в 1793 году капитан-поручиком.
В 1796 году стал капитаном гвардии и ушел в отставку, в 1797 году стал одним из товарищей министра департамента уделов, а через месяц статским советником и обер-прокурором в третьем департаменте Сената, который занимался делами южных республик типа Малороссии и Финляндии.
В Сенате он занимался переводами на русский язык положений этих республик и их законов.
В 1798 году стал действительным статским советником, а уже через год снова ушел в отставку. В 1803 и 1805 году выпустил собрание своих сочинений в журнале Вестник Европы, принадлежавший Карамзину.
В 1805 году познакомился с Крыловым и посоветовал тому писать басни.
В 1806 году вернулся на службу и стал сенатором Московского департамента Сената, который занимался делами поволжских губерний.
В 1808 году посетил Рязань, затем Кострому, в 1809 году встретил Пушкина и замолвил за него словечко о поступлении в Царскосельский лицей.
В 1810 году стал членом Государственного совета и до 1814 года был министром юстиции. На своем посту сокращению бюрократии и увеличения казны, за что получил орден Александра Невского и 50 тысяч рублей.
Продолжал заниматься южными республиками, одобрял переводы их законов и создавал комиссии по решению их вопросов.
Вскоре из-за личной неприязни от других министров и устав от передряг, подал в отставку и уехал в Москву.в 1812 году купил участок земли у Патриарших прудов и начал строить дом по проекту, созданного для него Витбергом.
С 1816 по 1819 годы возглавлял комиссию по пособиям жителям Москвы, пострадавшей от пожаров, за что получил орден святого Владимира и должность действительного тайного советника.
Новые стихи он практически е писал, исправлял старые и писал мемуары, которые впустил в 1825 году под названием Взгляд на мою жизнь. 15 октября 1837 года скончался.
Точные, запоминающиеся, выразительные детали пейзажей, портретов, интерьеров, как правило, могут многое рассказать о героях, об обстоятельствах их жизни. Но порой художественная деталь перекликается с самим сюжетом произведения. Именно так происходит в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Здесь для нас необычайно важна подробность интерьера — лубочные картинки на стенах домика станционного смотрителя. Картинки эти изображают библейскую притчу о блудном сыне. Попробуем рассмотреть роль этой художественной детали более подробно.
Полемичность сюжета «Станционного смотрителя», наличие в нем различных стихий (сентиментальной, романтической) и преодоление их всех Пушкиным было отмечено многими исследователями. «Содержанием этих картинок Пушкин формулирует в нарочито-сочном, немецко-филистерском виде — одно из положений ходячей морали. И этому благочестивому обману он в своем рассказе противопоставляет живую правду», — писал М. Гершензон.
Вспомним сюжет евангельской притчи. Было у одного человека два сына, отец поделил между ними имение. По некоторого времени младший сын пустился в странствия и растерял имение свое, живя легкомысленно и распутно. Оставив отчий дом, он вынужден был терпеть голод, нужду и лишения. Но сын искренне раскаялся в своем поступке и возвратился к отцу, который простил его: «...сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Раскаялась ли героиня в содеянном? Видимо, нет. Да, она плачет об отце и о своей прежней жизни, но она счастлива в настоящем.
Можем ли мы упрекать героиню за ее поступок? Может быть, было бы лучше, если бы она навсегда осталась в маленьком домике смотрителя, вышла замуж за какого-нибудь писаря и продолжала жить тихой, размеренной жизнью? Безусловно, именно об этом мечтал Самсон Вырин, это его представление о жизни, его идеал.
Мир бедного смотрителя ограничен его социальным положением, профессией и домашним очагом. Он добр и бесхитростен, по-русски патриархален, религиозен, искренне любит дочь. Образ смотрителя ассоциируется у нас с сентиментальными повестями.
Но, вместе с тем, в своем сознании Самсон Вырин даже мысли не допускает о том, что дочь его может стремиться совсем к иной жизни, нежели тихое и унылое существование в маленьком домике на станции, оживляемое лишь визитом проезжего. Увидев Дуню в Петербурге, прекрасно одетой, с нежностью смотрящей на Минского, выслушав оправдания гусара и его обещание, он опять-таки не может подумать о благополучном разрешении ситуации. Смотритель не верит Минскому. Мировосприятие Вырина ограничено его жизненным опытом, патриархальной традицией, моралью здравого смысла, наконец, эгоистичностью. Он не верит Минскому, потому что не хочет верить в то, что Дуня может быть счастлива где-то, кроме маленького домика на станции.
Характерно, что здесь Вырин не испытывает той обычной родительской радости, которая возникает у бедного человека, когда «чаду» его достается лучшая доля. В этом безусловный эгоизм его, но одновременно реакция героя подчеркивает и реалистичность повествования: Самсон Вырин «знает» жизнь, он не готов поверить «в сказку».
Образ Минского еще больше раздвигает рамки культурно-литературной традиции. Сама фамилия его указывает на романтического героя. Сюжетная роль Минского напоминает нам о сентиментальной повести, где изображена любовь «неравных», где один из героев «в бедности рожден». Характер же персонажа многогранен, что типично уже для реалистических произведений.
Минский эмоционален, импульсивен, подвержен душевным порывам, легкомыслен. Безусловно, поддавшись чувствам, он ведет себя недостойно, совершенно не задумывается о судьбе бедного смотрителя. Однако гусар чувствует свою вину и искренне просит у смотрителя прощения: «Рад просить у тебя прощения», — «в крайнем замешательстве» говорит он Вырину.
Минский более тонко рассматривает ситуацию, нежели Самсон Вырин. Гусар понимает, что Дуня «отвыкла от прежнего своего состояния», что ни отец, ни дочь — оба не забудут того, что произошло. Он дает смотрителю слово, что дочь его будет счастлива. И Минский держит свое слово — вопреки всем представлениям здравого смысла он женится на бедной девушке. Видимо, для героя были значимы понятия «чести» и «долга», «дворянского слова».
В критике высказывалось мнение, что брак этот стоил Дуне больших душевных усилий, борьбы. В качестве иллюстрации этой мысли приводилось пушкинское замечание о «задумчивости» Минского в комнате Авдотьи Самсоновны. Однако, на наш взгляд, задумчивость эта вполне естественна в его положении. Для любого мужчины женитьба — психологически очень трудный шаг. Минский — привлекательный повеса-гусар, привыкший, очевидно к романам, флирту и т.п. Здесь же он должен не просто решиться на женитьбу, но решиться на мезальянс в глазах света. Психологическая трудность ситуации здесь утраивается для пушкинского героя. И, думается, счастливый финал этой истории определен именно Минским: если бы он не любил Дуню, не захотел жениться на ней, всякая борьба с ее стороны была бы бесплодной.
Место рождения: Казанская губерния, Российская империя
Дата смерти: 15 октября 1837 года
Место смерти: Москва, Российская империя
Иван Иванович Дмитриев – русский поэт.
Иван Дмитриев был рожден 21 сентября 1760 года в Казанской губернии в семье из богатого рода, в собственно имении. Учился сначала на дому, а затем пошел обучаться в частный пансион Кабрита в Симбирске.
В 1772 году семья переехала в Москву и тогда же Дмитриев был записан солдатом в лейб-гвардию Семеновского полка. В 1774 года приехал в Петербург вместе с отцом, где закончил обучение в полковой школе и через 2 года стал унтер-офицером, а еще через 2 сержантом.
В 1777 году делает первые шаги в литературе и пишет стихи на сатирические темы, которые потом уничтожил. Тогда же его стих Надпись к портрету князя А. Д. Кантемира был впервые напечатан в журнале Новикова. Своими наставниками и вдохновителями Дмитриев считал Новикова, Ломоносова и Хераскова.
Чуть позже он изучает историю литературы, французские переводы и римские и греческие произведения.
В 1783 году знакомится с Карамзиным, оказавшимся его родственником.
В 1787 году стал прапорщиком, а через год началась русско-шведская война, и Дмитриев отправился в поход на Финляндию, но не дошел и вернулся домой.
В 1790 году познакомился с Державиным, а уже через него с Фонвизиным и Богдановичем.
В 1791 году опубликовался в Московском журнале Карамзина со стихами Голубок, которые имели такую популярность, что сразу были положены на музыку и основали песню Стонет сизый голубочек.
После Московского журнала Дмитриев печатался и в других журналах Карамзина, в частности Аглая и Аонид.
В 1795 годубыла издана первая книга Дмитриева – сборник стихов И мои безделки. Эта книга стала первой, где упоминается буква Ё.
Чуть позже Дмитриев создал песенник, включавший в себя его песни и песни других авторов, книга была выпущена в 1796 году под названием Карманный песенник.
В 1789 году стал подпоручиком, через год поручиком, а в 1793 году капитан-поручиком.
В 1796 году стал капитаном гвардии и ушел в отставку, в 1797 году стал одним из товарищей министра департамента уделов, а через месяц статским советником и обер-прокурором в третьем департаменте Сената, который занимался делами южных республик типа Малороссии и Финляндии.
В Сенате он занимался переводами на русский язык положений этих республик и их законов.
В 1798 году стал действительным статским советником, а уже через год снова ушел в отставку. В 1803 и 1805 году выпустил собрание своих сочинений в журнале Вестник Европы, принадлежавший Карамзину.
В 1805 году познакомился с Крыловым и посоветовал тому писать басни.
В 1806 году вернулся на службу и стал сенатором Московского департамента Сената, который занимался делами поволжских губерний.
В 1808 году посетил Рязань, затем Кострому, в 1809 году встретил Пушкина и замолвил за него словечко о поступлении в Царскосельский лицей.
В 1810 году стал членом Государственного совета и до 1814 года был министром юстиции. На своем посту сокращению бюрократии и увеличения казны, за что получил орден Александра Невского и 50 тысяч рублей.
Продолжал заниматься южными республиками, одобрял переводы их законов и создавал комиссии по решению их вопросов.
Вскоре из-за личной неприязни от других министров и устав от передряг, подал в отставку и уехал в Москву.в 1812 году купил участок земли у Патриарших прудов и начал строить дом по проекту, созданного для него Витбергом.
С 1816 по 1819 годы возглавлял комиссию по пособиям жителям Москвы, пострадавшей от пожаров, за что получил орден святого Владимира и должность действительного тайного советника.
Новые стихи он практически е писал, исправлял старые и писал мемуары, которые впустил в 1825 году под названием Взгляд на мою жизнь. 15 октября 1837 года скончался.
Точные, запоминающиеся, выразительные детали пейзажей, портретов, интерьеров, как правило, могут многое рассказать о героях, об обстоятельствах их жизни. Но порой художественная деталь перекликается с самим сюжетом произведения. Именно так происходит в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Здесь для нас необычайно важна подробность интерьера — лубочные картинки на стенах домика станционного смотрителя. Картинки эти изображают библейскую притчу о блудном сыне. Попробуем рассмотреть роль этой художественной детали более подробно.
Полемичность сюжета «Станционного смотрителя», наличие в нем различных стихий (сентиментальной, романтической) и преодоление их всех Пушкиным было отмечено многими исследователями. «Содержанием этих картинок Пушкин формулирует в нарочито-сочном, немецко-филистерском виде — одно из положений ходячей морали. И этому благочестивому обману он в своем рассказе противопоставляет живую правду», — писал М. Гершензон.
Вспомним сюжет евангельской притчи. Было у одного человека два сына, отец поделил между ними имение. По некоторого времени младший сын пустился в странствия и растерял имение свое, живя легкомысленно и распутно. Оставив отчий дом, он вынужден был терпеть голод, нужду и лишения. Но сын искренне раскаялся в своем поступке и возвратился к отцу, который простил его: «...сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Раскаялась ли героиня в содеянном? Видимо, нет. Да, она плачет об отце и о своей прежней жизни, но она счастлива в настоящем.
Можем ли мы упрекать героиню за ее поступок? Может быть, было бы лучше, если бы она навсегда осталась в маленьком домике смотрителя, вышла замуж за какого-нибудь писаря и продолжала жить тихой, размеренной жизнью? Безусловно, именно об этом мечтал Самсон Вырин, это его представление о жизни, его идеал.
Мир бедного смотрителя ограничен его социальным положением, профессией и домашним очагом. Он добр и бесхитростен, по-русски патриархален, религиозен, искренне любит дочь. Образ смотрителя ассоциируется у нас с сентиментальными повестями.
Но, вместе с тем, в своем сознании Самсон Вырин даже мысли не допускает о том, что дочь его может стремиться совсем к иной жизни, нежели тихое и унылое существование в маленьком домике на станции, оживляемое лишь визитом проезжего. Увидев Дуню в Петербурге, прекрасно одетой, с нежностью смотрящей на Минского, выслушав оправдания гусара и его обещание, он опять-таки не может подумать о благополучном разрешении ситуации. Смотритель не верит Минскому. Мировосприятие Вырина ограничено его жизненным опытом, патриархальной традицией, моралью здравого смысла, наконец, эгоистичностью. Он не верит Минскому, потому что не хочет верить в то, что Дуня может быть счастлива где-то, кроме маленького домика на станции.
Характерно, что здесь Вырин не испытывает той обычной родительской радости, которая возникает у бедного человека, когда «чаду» его достается лучшая доля. В этом безусловный эгоизм его, но одновременно реакция героя подчеркивает и реалистичность повествования: Самсон Вырин «знает» жизнь, он не готов поверить «в сказку».
Образ Минского еще больше раздвигает рамки культурно-литературной традиции. Сама фамилия его указывает на романтического героя. Сюжетная роль Минского напоминает нам о сентиментальной повести, где изображена любовь «неравных», где один из героев «в бедности рожден». Характер же персонажа многогранен, что типично уже для реалистических произведений.
Минский эмоционален, импульсивен, подвержен душевным порывам, легкомыслен. Безусловно, поддавшись чувствам, он ведет себя недостойно, совершенно не задумывается о судьбе бедного смотрителя. Однако гусар чувствует свою вину и искренне просит у смотрителя прощения: «Рад просить у тебя прощения», — «в крайнем замешательстве» говорит он Вырину.
Минский более тонко рассматривает ситуацию, нежели Самсон Вырин. Гусар понимает, что Дуня «отвыкла от прежнего своего состояния», что ни отец, ни дочь — оба не забудут того, что произошло. Он дает смотрителю слово, что дочь его будет счастлива. И Минский держит свое слово — вопреки всем представлениям здравого смысла он женится на бедной девушке. Видимо, для героя были значимы понятия «чести» и «долга», «дворянского слова».
В критике высказывалось мнение, что брак этот стоил Дуне больших душевных усилий, борьбы. В качестве иллюстрации этой мысли приводилось пушкинское замечание о «задумчивости» Минского в комнате Авдотьи Самсоновны. Однако, на наш взгляд, задумчивость эта вполне естественна в его положении. Для любого мужчины женитьба — психологически очень трудный шаг. Минский — привлекательный повеса-гусар, привыкший, очевидно к романам, флирту и т.п. Здесь же он должен не просто решиться на женитьбу, но решиться на мезальянс в глазах света. Психологическая трудность ситуации здесь утраивается для пушкинского героя. И, думается, счастливый финал этой истории определен именно Минским: если бы он не любил Дуню, не захотел жениться на ней, всякая борьба с ее стороны была бы бесплодной.