ДАЮ 25 Б ПРЯМ Былины
Задание № 1. Прочитать стр. 10-13.
- Записать в тетрадях или здесь, что такое былины.
- Записать в тетрадях или здесь, что роднит сказки и былины?
- Заполни таблицу, записав название цикла и номера приведенных признаков циклов былин
№
Цикл былин
Номера особенностей
1
2
Действие былин этого цикла происходит в Киеве или около него.
К былинам этого цикла относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др.
Основная тема былин этого цикла – защита Русской земли от кочевников.
Исторические обстоятельства и быт, описанные в былинах этого цикла, характерны для Киевской Руси.
В былинах этого цикла затронуты социальные темы, что обусловлено своеобразием жизни города, который вел торговлю со многими странами.
К былинам этого цикла относятся песни о трёх богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче.
Слушатель или читатель былин этого цикла воочию представит себе обе части города и соединяющий их мост через Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.
Задание № 2. Прочитать былины «Вольга и Микула Селянинович» стр. 15-21., «Садко» стр. 23-34
В былине «Вольга и Микула Селянинович» «встречается много устаревших слов и выражений. К словам и выражениям, записанным в левой колонке, подбери соответствующие им объяснения из правой колонки.
Устаревшие слова и выражения
.
Лексические значения устаревших слов и выражений
1
Скирд (или скирда – сущ. ж.р.)
А
Мешок
2
До пабедья
Б
Тихой походкой, шагом
3
Чиркать
В
До полудня
4
Борозда
Г
Мелкой рысью
5
Соловый
Д
Дань
6
Сафьян
Е
Позавчера
7
Кафтан
Ж
Пожелание успеха работающему
8
Божья тебе!
З
Выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная
9
Крестьянствовать
И
Быстро, с резким звуком проводить чем-нибудь по чему-нибудь
10
Третьего дня (третьёводни)
К
Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева или отвода воды
11
Сляги (ед.ч. –сляга) калиновы у моста
Л
Старинная мужская долгополая верхняя одежда
12
Мех
М
Деньги
13
Гроши
Н
Заниматься крестьянским трудом
14
Ступою едет
О
Брёвна поперёк реки, на которые расстилается деревянный мост
15
У оратая кобыла грудью (искаженное грунью) пошла
П
Большой, обычно продолговатый стог сена (соломы) или сложенные по особому снопы хлеба для хранения под открытым небом
16
Получка
Р
О масти лошадей: желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)
ответы запиши в таблицу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
ответить на приведенные вопросы (по двум былинам):
А) Какие предметы Садко попросил принести своей дружине, чтобы «он стал именьице отписывать»?
Б) Что Садко построил «на свою бессчетну золоту казну»?
В) Что добыли в Ильмень-озере купцы?
Г) С какими музыкальным инструментом «ходил- играл Садко»?
Д) Что закупил оратай (герой былины «Вольга и Микула Селянинович»), когда «недавно был в городе, третьёго дни»?
Е) Что не смогли «из земли повыдернуть» ни «пять молодцев … могучиих», ни «дружинушка хоробрая» Вольги?
Оценки будут выставлены:
1 оценка – задание № 1 - за конспект и заполненную таблицу.
2 оценка – задание № 2 - совмещение ответов в таблице и ответы на вопросы.
ответ:ответ: Оленёнок.
3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
ответ: Повествование.
4. Как можно озаглавить текст?
ответ: Оленёнок
5. Установи последовательность событий текста. Запиши.
1. Весна пришла.
2. Путь к Ледовитому морю-океану.
3. Игра в прятки.
4. Погода изменилась.
5. В снежной пещере.
6. Потерялся.
7. Вернулся живым.
6. Подбери к данным словам синонимы.
заволокли - заслонили, закрыли
стряхнули - скинули, сбросили
7. Выпиши из стихотворения словосочетания прилагательных с существительными. Укажи главное слово в каждом словосочетании.
Мой северный край — любимый Ямал!
Метелями, вьюгами Север обнял.
Но здесь холода не страшны никому,
С горячей душой люди служат ему!
(К. Алеменкова)
Х Х Х
северный край, любимый Ямал, с горячей душой
8. Как ты понимаешь выражения:
"осели сугробы" - снег подтаял, сугробы уплотнились;
"носу не высунешь" - непогода;
"вернулся невредимым" - целым, таким, как был.
9. Образуй однокоренные слова. Выдели корни в однокоренных словах.
свет/ - свет/лый (день)
весн/а - весен/няя (пора)
волн/а - волн/истая (линия)
вред/ - вред/ное (насекомое)
10. Оформи обложку книги, в которой помещён данный текст.
Сверху: сказки о животных
Снизу: Олененок
Объяснение:
Недаром солдаты сразу разглядели в нём прирождённого разведчика. А первое правило настоящего разведчика – лучше знать да молчать, чем знать да болтать.
«Победа или смерть!» – говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле.
Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя.
Раз человек молчит, значит, не считает нужным говорить. А раз не считает нужным, то и не надо. Захочет – сам расскажет. И нечего человека за язык тянуть.