М.Ю.Лермонтов берет эпиграф к своей поэме "Мцыри" из Библии, из 14-й главы 1-й Книги Царств. - это «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Эти слова произносит сын библейского царя Саула. Сын не знал, что отец запретил своим подданным есть, пока он не сможет отомстить своим врагам. Сын съел немного мёда, и Саул приговорил его к смерти.Ожидая смерти, Ионофан и произносит известные слова, послужившие эпиграфом к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». В них звучит не смирение, а печаль. Сожаление не о нарушенном запрете, а о непрожитой жизни, которая скоро оборвется из-за нелепого решения Саула. (Это из Библии) А вот Лермонтов вкладывает в свой эпиграф следующий смысл: Мцыри, плененный мальчиком и отправленный жить в монастырь, не может с такой жизнью смириться. Монастырь для него хуже тюрьмы, это неволя. И прожив три дня на свободе, Мцыри хоть и умирает, но не является побежденным. Он бросил вызов монастырской жизни и выбрал свободу, пусть и ценой собственной жизни. И если народ вступился за сына Сеула и тот смог избежать казни, то за Мцыри заступиться некому, а жить в неволе он не может и не хочет. Поэтому его смерть не является поражением.
Патриотическое чувство выражено прежде всего созданием образа Левши. Автор видит талантливость русского человека, высокого профессионала и скорбит о том, что в других странах для рабочих созданы значительно лучшие условия жизни. Левша — плоть от плоти русский человек, патриот, который не променяет жизненные блага на возможность служить России. Он любит свою землю, родителей, русские традиции, в том числе и свадебные. Он приверженец православной веры, которую не согласен менять на другую, даже близкую.
Как тема народа и власти решается в этом сказе? Что объединяет горькие раздумья автора с суждениями Некрасова в только что изученном «Размышлении у парадного подъезда»?
Те чиновники, к которым обращались шкипер и доктор Мартын-Сольский, чтобы Левшу или передать его слова государю, проявили полное равнодушие к судьбе русского оружия и талантливому мастеру. Этим они полностью схожи с «владельцем роскошных палат», который прогнал деревенских ходоков. Все те обвинения, которые Некрасов адресовал сановнику, можно отнести и к героям лесковского сказа. Обратим внимание на то, как обращались в России с русскими мастерами: избивали, оскорбляли, держали в нищете. И даже Платов, заподозрив туляков в обмане, обошелся с ними как отъявленный тиран.
Какова сатирическая направленность сказа? Кого обличает автор? Какие человеческие качества вызывают у автора негодование, а какие — недоумение?
Сатирически изображен император Александр I, преклоняющийся перед всем иностранным и требующий, чтобы Платов своей прямолинейностью не портил ему политики. С известной долей сатиры говорится 6 том, что Николай I ценит свой народ, доверяет ему, в то время как тот самый народ живет в нищете и унижении. Патриот Платов не гнушается за волосы оттаскать умельца, не разобравшись, в чем его вина. Уже сказано об изображении высших чиновников и их отношении к народу. Прочитайте в словаре учебника-хрестоматии определение сказа и докажите, что «Левша» относится к этому жанру.
Сказ написан в неторопливом, разговорном стиле. В нем дано точное описание быта и нравов в России и за границей.
С юмором описывается посещение императором заводов, фабрик, кунсткамер в Англии. Ничего не понимающий император восхищается различными чудесами техники в этой стране и уничижительно отзывается о всем отечественном. Подробно описываются исчезновение и возвращение мастеров, храмы и молебен, который они отстояли за успех предстоящей работы. Для сказа характерно повествование от лица рассказчика. Только последняя глава напрямую дана от автора, остальное — от персонажа-рассказчика. Как подчеркнул известный литературовед М. М. Бахтин, «чужая словесная манера используется автором как точка зрения, необходимая ему для ведения рассказа».
Какие из иллюстраций сказа вам больше всего понравились? Почему? Как вы оцениваете мультипликационные варианты сказа?
«Левшу» иллюстрировали Н. В. Кузьмин, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, М. В. Добужинский и Д. А. Дубинский. Известен портрет писателя работы И. Е. Репина. Больше привлекают иллюстрации Кузьмина, которые демонстрируют любовь Лескова к такому необычному приему, как гротеск.
Справка. Гротеск — предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Прием используется для достижения комического эффекта. С его происходит преувеличение и заострение сатирического начала, которое сочетается с началом фантастическим.
А вот Лермонтов вкладывает в свой эпиграф следующий смысл: Мцыри, плененный мальчиком и отправленный жить в монастырь, не может с такой жизнью смириться. Монастырь для него хуже тюрьмы, это неволя.
И прожив три дня на свободе, Мцыри хоть и умирает, но не является побежденным. Он бросил вызов монастырской жизни и выбрал свободу, пусть и ценой собственной жизни.
И если народ вступился за сына Сеула и тот смог избежать казни, то за Мцыри заступиться некому, а жить в неволе он не может и не хочет. Поэтому его смерть не является поражением.
Как тема народа и власти решается в этом сказе? Что объединяет горькие раздумья автора с суждениями Некрасова в только что изученном «Размышлении у парадного подъезда»?
Те чиновники, к которым обращались шкипер и доктор Мартын-Сольский, чтобы Левшу или передать его слова государю, проявили полное равнодушие к судьбе русского оружия и талантливому мастеру. Этим они полностью схожи с «владельцем роскошных палат», который прогнал деревенских ходоков. Все те обвинения, которые Некрасов адресовал сановнику, можно отнести и к героям лесковского сказа. Обратим внимание на то, как обращались в России с русскими мастерами: избивали, оскорбляли, держали в нищете. И даже Платов, заподозрив туляков в обмане, обошелся с ними как отъявленный тиран.
Какова сатирическая направленность сказа? Кого обличает автор? Какие человеческие качества вызывают у автора негодование, а какие — недоумение?
Сатирически изображен император Александр I, преклоняющийся перед всем иностранным и требующий, чтобы Платов своей прямолинейностью не портил ему политики. С известной долей сатиры говорится 6 том, что Николай I ценит свой народ, доверяет ему, в то время как тот самый народ живет в нищете и унижении. Патриот Платов не гнушается за волосы оттаскать умельца, не разобравшись, в чем его вина. Уже сказано об изображении высших чиновников и их отношении к народу.
Прочитайте в словаре учебника-хрестоматии определение сказа и докажите, что «Левша» относится к этому жанру.
Сказ написан в неторопливом, разговорном стиле. В нем дано точное описание быта и нравов в России и за границей.
С юмором описывается посещение императором заводов, фабрик, кунсткамер в Англии. Ничего не понимающий император восхищается различными чудесами техники в этой стране и уничижительно отзывается о всем отечественном. Подробно описываются исчезновение и возвращение мастеров, храмы и молебен, который они отстояли за успех предстоящей работы. Для сказа характерно повествование от лица рассказчика. Только последняя глава напрямую дана от автора, остальное — от персонажа-рассказчика. Как подчеркнул известный литературовед М. М. Бахтин, «чужая словесная манера используется автором как точка зрения, необходимая ему для ведения рассказа».
Какие из иллюстраций сказа вам больше всего понравились? Почему? Как вы оцениваете мультипликационные варианты сказа?
«Левшу» иллюстрировали Н. В. Кузьмин, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, М. В. Добужинский и Д. А. Дубинский. Известен портрет писателя работы И. Е. Репина. Больше привлекают иллюстрации Кузьмина, которые демонстрируют любовь Лескова к такому необычному приему, как гротеск.
Справка. Гротеск — предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Прием используется для достижения комического эффекта. С его происходит преувеличение и заострение сатирического начала, которое сочетается с началом фантастическим.