Десять лет жизни
Когда началась война с Турцией, русское командование закупило несколько тысяч верблюдов. У Даля был свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд с горбами, с тяжелыми мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами.
Далев верблюд был дороже золотого. Таскал он по военным дорогам не пустую поклажу, а десять лет жизни Даля. Верблюд был нагружен словами.
Тетрадок и записных книжек во время кампании прибавилось столько, что тесен стал заслуженный чемодан. Даль паковал слова в тюки, навьючивал на верблюда. Товарищи шутили: «Ну, Владимир Иванович, теперь пиши, не стесняйся. Эта скотинка, говорят, и двадцать пудов выдержит».
Верблюд пропал во время короткой стычки, за два дня перехода до Адрианополя.
Даль перевязывал раненых и возвратился в обоз, где все смешалось в минуты внезапного боя. Он не нашел ни Алексея, ни верблюда, ни пса.
Даль признавался потом, что осиротел с утратой своих записок. «Осиротел» - тяжелое слово. Так говорят, когда теряют близких.
Может, и хорошо, что пропали тогда Далевы записки. Утрата подсказала Далю, что не увлечением они были, а призванием. Понял, что без них ему в жизни не обойтись.
Еще лучше, что через неделю казаки привели в Адрианополь отбитого у врага верблюда.
Туркам не понадобились десять лет жизни Даля. Упакованные в тюки, они мирно покоились возле мохнатых горбов. А Даль вдруг изнемог: обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой его шерсти, да так и стоял, ослабев.
Говорят: мал сокол, да на руке носить – велик верблюд, да воду возить. Любимей золотого царского сокола был этот дикий двугорбый водовоз для Даля.
Даль глаз не спускал с верблюда. Цену узнаешь, как потеряешь.
1. Верблюд пропал, когда Даль
A) обедал
B) перевязывал раненых
C) отправлял раненых в госпиталь
D) ушел в санчасть
E) отдыхал
2. «Военными» трофеями Даля были
A) слова
B) антиквариат
C) предметы дорогой утвари
D) старинное оружие
E) драгоценности
3. Идея текста сформулирована в предложении
A) Даль глаз не спускал с верблюда.
B) Любимей золотого сокола был этот двугорбый водовоз для Даля.
C) Собирание слов не увлечение, а призвание.
D) Верблюд был нагружен словами.
E) Туркам не понадобились десять лет жизни Даля.
4. У верблюда Даля глаза были грустные, морда теплая, а губы
A) комично толстые
B) угрожающе выпяченные
C) презрительно поджатые
D) смешно поджатые
E) потрескавшиеся
5. Далев верблюд был дороже золота, потому что таскал тюки с
A) оружием
B) тетрадями
C) водой
D) провизией
E) вещами
ответ:Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».
Систему персонажей можно представить в следующем виде:
Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ <= БАБОЧКА -Иван
Основополагающий принцип этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главный герой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что он стоит между двух огней.
Фабула данного произведения напоминает фабулу «Легкого дыхания» Бунина. Повествование начинается с «конца», т. е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен, но лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), в третьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе снова возвращаемся к переживаниям отца. Но в «Легком дыхании» такая фабула необходима для того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном произведении, если поменять события местами, то будет описана не жизнь Слепцова, а жизнь самого мальчика, его смерть и реакция отца. Нам же, благодаря такой фабуле, удается увидеть лишь реакцию отца, которая, безусловно, является главным элементом в тексте.
Обычная фабула => жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.
Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.
Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т. о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.
Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.
Відповідь: твори письменників минулих століть не сильно відрізняються від сучасних книжок і оповідок. В нас час, люди живуть зовсім не так, як жили їхні предки, але мораль у творах різних епох збереглася однакова. В повістях досі розказують про могутню силу дружби і кохання, важливість чесності і справедливості, а також про величність духовної краси. Але зараз автори художніх творів також стараються до підліткам зрозуміти деякі правила життя. Є багато романів про хворих підлітків, або про те,що почуває дитина при розлученні з батьками. В нас час поширилися різні психологічні хвороби, наприклад, депресія чи соціофобія. В сучасних книжках розповідають, як головні герої випутувалися з цих ситуацій. Також зараз багато книжок розповідають про толерантне ставлення для інших. Дуже багато оповідок пишуть від першого обличчя, де пояснюють як люди почувають себе через цькування однолітків.
Я вважаю, що сучасні письменники хочуть, щоб весь світ жив у гармонії і дружбі.
Пояснення: