Для самостоятельной работы
в ниже фрагментах произведений найти фигуры и определить их виды.
1.вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (а. неверов)
2. швед, колет, рубит, режет, 3.мне совестно, как честный офицер.
бой барабанный, клики, скрежет, (а. грибоедов)
гром пушек, топот, ржанье,
(а. пушкин) 5.мне бы хотелось знать, отчего я титу-
лярный советник? почему именно ти-
4. о, счастье – прах, тулярный советник? (н. гоголь)
и гибель – прах,
но мой закон – любить.
(э. багрицкий)
6.конец 24-й главы:
«… и сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, могла маргарита шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать, и перечитывать снова: - тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла невидимый прокуратором город… да, тьма».
начало 25-й главы:
«тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной антониевой башней, опустилась с неба бездна…»
(м. булгаков)
7.о весна без конца и без краю, 8.белеет парус одинокий
без конца и без краю в тумане моря голубом.
(а.блок) что ищет он в стране далекой?
что кинул он в краю родном?
(м. лермонтов)
9. не люби, богатый, – бедную, 10.фу ты, пропасть какие описать нельзя:
не люби, ученый, – глупую, бархат! серебро! огонь! (н. гоголь)
не люби, румяный, – бледную,
не люби, хороший, – вредную, 11.я топор велю наточить-навострить,
золотой – полушку медную. палача велю одеть-нарядить
(м.цветаева) (м. лермонтов)
12.на берегу на песочке утоплый труп мёртвого человека. (а.чехов)
13. зверю – берлога, 14.нечего их ни жалеть, ни жаловать!
страннику – дорога, (а. пушкин)
мертвому – дроги,
каждому – свое.
(м. цветаева) 15.а судьи кто? (а. грибоедов)
16. о чём ты воешь, ветр ночной? 17.берёт —
о чём так сетуешь безумно? как бомбу,
(ф. тютчев) берёт —
как ежа,
18.какое лето! что за лето! как бритву
да это просто колдовство. обоюдоострую,
(ф. тютчев) берёт,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
(в. маяковский)
19. иван иванович худощав и высокого роста; иван никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. голова у ивана ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у ивана никифоровича – на редьку хвостом вверх… (н. гоголь)
1)Какие поступки говорят об эгоизме Печорина, его равнодушии к людям?
Отношение к женщинам,которых он бросал,как надоевшие игрушки. Печорин играл на слабостях людей,используя их страсти,для достижения своих целей.Эгоист,думает о себе,не заботясь о чувствах других,добивается цели любой ценой."Видно, в детстве был маменькой избалован".
Не может определиться с целью в жизни,ищет своё место.Бросается из крайности в крайность,очень изменчивая натура.От его безразличия погибает дочь местного князя Бэла,сам князь,а сын князя -Азамат покидает семью.Развлечения Печорина привели к трагедии,а он сам остаётся равнодушным:"Его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя."
2)Какие поступки Печорина показывают смелость, выдержку, настойчивость?
Характер печорина противоречив-крепкого здоровья,сутками бывал на охоте,но мог простудится от сквозняка.Охотился в одиночку на кабана,но вздрагивал от хлопка двери.Мог разговаривать без умолку,становясь центром компании,а мог молчать часами.
Дуэль с Грушницким раскрывает лучшие качества Печорина.Печорин пытается получить извинения жизнь юнкеру,но тщетно. Грушницкий не оставляет ему выбора-"Нам на земле вдвоем нет места..."Зная о подлоге, который чуть не превратил дуэль в убийство безоружного,Печорин ставит условие дуэли,стрелять по-очереди и на краю обрыва.Сила на его стороне,опыт,хладнокровие, смелость, трезвый расчёт и ум, против трусости,глупости, мальчишеской истерики и хвастливости.Трус не смог убить Печорина,а Печорин ,выстрелив- уходит,даже не обернувшись.Он всего лишь ранил Грушницкого,но тот падает в пропасть и погибает.
3) Какую роль играю второстепенные образы романа?
Второстепенные образы раскрыть грани характера главного героя,сложный, неоднозначный внутренний мир "героя своего времени",выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени.
Лермонтов представляет Печорина читателям с разных точек зрения,авторское вступление,затем Максим Максимыч раскрывает характер главного героя и только потом сам Печорин рассказывает о себе.Постепенно автор раскрывает душу героя,рисуя глубокий и всесторонний образ Печорина,логически подводя к итогу , философским рассуждениям Печорина в последней главе "Фаталист". На фоне второстепенных персонажей авто подчёркивает противоречивость характера,отношения с простыми людьми,со своим кругом,с женщинами.
4) За что мы осуждаем Печорина?
Осуждает Печорина сам автор,но не говорит напрямую об этом:за его безразличие к людям и их судьбам,за неумение ценить людей,любовь, дружбу,за не быть просто благодарным. Печорин не может определиться с целью в жизни,ищет своё место.Бросается из крайности в крайность,очень изменчивая натура.Осуждение вызывает его отношение к женщинам.Вера единственная из женщин, смогла понять Печорина,оценить и принять его таким,каков он есть,со всеми его недостатками,пороками и тоскою.Печорин испытывает искреннее и глубокое чувство к Вере,вызывающее ужасную грусть,но он ничем не жертвует для Веры,как и для всех своих женщин.Даже дуэль ничего не меняет в судьбе Печорина,он остаётся отчуждённым, холодным и ставит себя выше окружающего общества,его спор с самим собой остаётся незавершённым.
решительный, верный в любви, бескорыстный и трудолюбивый