Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого.. . Почему же так получилось? Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ”
Перед нами стихотворение Анны Андреевны Ахматовой. Оно не имеет названия и небольшое по объёму - всего пятнадцать строк, изящное, получившее в ахматовском исполнении глубокое философское звучание.Читая первое четверостишие, мы догадываемся, о ком пишет поэтесса.Тысяча с лишним лет до современного летоисчисления Голгофа Огромный деревянный крест И Иисус Христос, истерзанный, замученный, распятый на этом кресте. Как будто слышим слова, которые тихо произносит Иисус перед смертью, в минуту нестерпимой душевной и физической муки: «Отче! Отпусти им, ибо не знают, что делают».Свидетелями кровавой казни оказались тысячи людей. И Понтий Пилат - прокуратор Римской империи. Знаем, что Пилат не желал смерти Христу: «Я не повинен в крови Праведника сего...». И он умыл руки перед многотысячной толпой, подчёркивая этим свою непричастность к смерти Бога - человека.Ахматовой свойственна повествовательная манера изложения своих мыслей, чувств и переживаний. Мы не встречаем в стихотворении восклицательных или вопросительных интонаций, риторических обращений. Здесь звучат грустные, трагические ноты. «Орудье пытки» - маленький крестик - бережно хранит поэтесса. Она «несет» свой, жизненный, крест. Как истинная христианка, Ахматова готова разделить боль и мучения Христа, согреть теплом своего сердца его истерзанную душу.У каждого из нас предначертанный Богом жизненный путь, свой «крест», или, как мы называем, судьба. И мы должны «нести» крест, не сетуя ни на какие жизненные невзгоды. Такова философия человеческого бытия.Основной мотив ахматовского стихотворения: ничто не вечно в окружающем нас реально существующем мире (материальное). Любовь, Бог, Жизнь вечны (духовное).«Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Евангелие от Иоанна; 11; 25).Эти слова принадлежат Иисусу Христу. Ахматова понимает их так.В нашем мире со временем все превращается в прах, всё тленно: мелеют моря, пересыхают озёра и реки, оскудевает земля, разрушаются целые города... Бог есть Любовь, Истина, Жизнь, а значит, и Бессмертие.«Вначале было Слово, и Слово это Бог». Царственное слово Ахматовой - слово Иисуса Христа: «Я есмь путь, и истина, и жизнь: Никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Евангелие от Иоанна; 14; 6).Обратим внимание на дату создания стихотворения - 1945 год. В этом памятном сорок пятом русский народ одержал победу над фашистской Германией. Только любовь русского человека к родной земле, к людям, вера в справедливость, вера в Бога человечество от бессмысленной гибели. Анна Ахматова размышляет вместе с нами: ненависть и злоба порождают смерть и ведут к забвению.В анализируемом стихотворении поэтическая речь Анны Андреевны отличается особой выразительностью. Чтобы не оставить читателя равнодушным, чтобы затронуть струнки его души, она пытается передать свое эмоциональное состояние, душевное волнение при разнообразных художественных средств - тропов. С этой целью она умело использует метафоры («теплота груди», «ржавеет золото», «истлевает сталь»), эпитеты («бессмертные розы». «царственное слово», «жаркая пыль»), олицетворения («море билось»...). Ахматова обращается к инверсии и выделяет в стихотворных строках именно сказуемое, помещая его на почётное первое место: «вкусили смерть свидетели Христовы», «чернел утёс», «крошится мрамор», «возвышалась арка».Силлабо-тонический стих - ямб, который использует Ахматова, придаёт повествовательному изложению поэтессы строго определённый ритм. Ямб - это двухсложная стопа, имеющая ударение на втором слоге. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Это гибкий и легкий размер, хорошо передающий ритм разговорной и декламационной речи. В ахматовском стихотворении не все стопы одинаковы. Размер стиха в них иногда не совпадает с числом ударений. Происходит выпадение одного из ударений. Тогда на ямбу приходит облегчённая стопа, состоящая из двух неударных слогов. Например:Когó когдá-то назывáли лю' ди , , ,Царём в насмешку, Бóгом в самом деле, , , , , ,Кто был убит и чьё орудье пытки , , , ,Согрето теплотой моей груди...Здесь в первом стихе ударение выпало в третьей стопе, во втором стихе - в четвёртой стопе, а в четвёртом ударение выпало во второй стопе.Ритм силлабо-тонического стиха, в данном случае ямба, используемый Ахматовой, производит на читателя и слушателя сильное эмоциональное впечатление.
Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ”