До іть будь ласка ! 1. Як зображена Москва 30-х років у романі Булгакова?
2. Чому сеанс у Ваєте мав такий великий успіх?
3. Що символізує МАССОЛИТ і його члени?
4. Чому Майстер добровільно відправився в лікарню для душевнохворих?
5. Визначте ідею роману М. Булгакова "Майстер і Маргарита"
6. До кого звертається з останніми словами Ієшуа?
7. Назвіть особливості композиції роману М. Булгакова "Майстер і Маргарита"
8. Як закінчується роман і чому Булгаков обрав саме такий кінець?
9. Які моральні та філософські проблеми вирішує Булгаков у романі "Майстер і Маргарита"?
10. Проаналізуйте еволюцію стосунків Майстра і Маргарити.
11. Схарактеризуйте моральні якості й життєві цінності персонажів, які представляють літературний та
театральний світ Москви 30-х років.
12. Проаналізуйте еволюцію образу Воланда .
13. Як розгортається біблійний сюжет у романі Майстра?
14. Проаналізуйте еволюцію образу Понтія Пилата.
Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе - Железная дорога. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения, - строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.
Стихотворению предшествует подчеркнуто прозаический эпиграф- запись вагонного разговора, случайно услышанного поэтом:
Ваня (в кучерском армячке) . Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке) . Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной подкладке носили только генералы. А кучерский армячок - свидетельство генеральского народолюбия. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим пристрастием к простому мужичку.
Изображение поздней русской осени, которым начинается стихотворение, вызывает в памяти пушкинские стихи: Унылая пора!
Очей очарованье! И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Да, Некрасов, бесспорно, следует за Пушкиным. Но нельзя не заметить в осеннем пейзаже примет именно некрасовского стиля:
Славная осень. Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит.. .
Немногие слова, свойственные крестьянской речи, но не нарушающие литературных норм, - ядреный, студеной - придают стихотворению народную окраску, вызывают ощущение народного взгляда на мир.
Этому и ритм стихотворения: трехстопный стих, обычный в крестьянской лирике. Вы уже встречали у Некрасова наряду с ямбом и хореем варианты трехсложных размеров: амфибрахий - ударение на втором слоге:
Опять я в деревне, Хожу на охоту.. .
Крестьянские дети;
анапест - ударение на третьем слоге:
Вот парадный подъезд. По торжественным дням.. .
Размышления.. .
В Железной дороге применен дактиль - ударение на первом слоге:
Все хорошо под сиянием лунным.. .
Ритм стихотворения здесь так естественно сочетается с содержанием, словно слышишь перестук вагонных колес: та-та-та, та-та-та.. .
Некрасов вообще мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились звонкие, раскатистые р, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям
А далее повторяются гласные у и ю вообразить стремительное движение поезда, может быть, даже свист встречного ветра, паровозный гудок.. .
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.. .
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.. .
Центральная часть стихотворения - разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла дорога:
Чу! Восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные.. .
Что там? Толпа мертвецов.
Эти картины, как и песня мертвецов, нужны поэту не для того, чтобы напутать читателя. Образы мирных детей труда производят впечатление скорбного величия:
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
С разных концов государства великого -
Это все братья твои - мужики!
Ставь LIKE!↔