В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
jumarova7946
jumarova7946
25.01.2020 23:22 •  Литература

Доклад на тему "м.ю лермонтов о назначении поэта и поэзии"

Показать ответ
Ответ:
yulia6263
yulia6263
08.10.2020 23:26

Стихотворение «Смерть Поэта» явилось откликом на гибель А.С. Пушкина, и его образ, безусловно, является центральным в этом произведении. Вместе с тем его строки воспринимаются и как размышления автора о трагической судьбе Поэта вообще в условиях самодержавной России.

Поэт — «дивный гений». Его мысли и дела чужеродны среде, где правят бал зависть и клевета, где счастье понимается как высокое общественное положение, богатство, чины. Таким образом, столкновение поэта и общества неизбежно. На сей раз победу одержали «стоящие у трона», но автор уверен, что «есть и божий суд», «есть грозный суд, он ждёт». Перед этим судом клеветникам и убийцам будет нельзя ни откупиться («он не доступен звону злата»), ни оправдаться.

В стихотворении «Поэт» автор сравнивает стихотворца с кинжалом, и такое сравнение не выглядит надуманным. Ведь миссия поэта сродни назначению кинжала: и тот, и другой служат для борьбы. Однако в эпоху негероическую поэзия утратила свою роль, перестала зажигать сердца, пробуждать мысли. Она предстает лишь побрякушкой, как и бездействующий кинжал, который «игрушкой золотой» блещет на стене. Столь жалкая роль недостойна поэта, чей стих когда-то «воспламенял бойца для битвы», а голос «звучал, как колокол на башне вечевой». С самого начала стихотворение воспринимается как пессимистичное, но в заключительной строфе тон меняется:

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

В этих строках звучит, на мой взгляд, не столько вопрос, сколько надежда на то, что время бездействия пройдёт, что традиционные для поэзии идеалы не утратили своей ценности.

Стихотворение «Поэт» интересно тем, что в нём впервые в творчестве Лермонтова возникает образ поэта-пророка. Эту тему он развивает в стихотворении «Пророк». Читая его, невольно вспоминаешь одноимённое стихотворение А.С. Пушкина. Однако момент, в который Пушкин оставляет своего героя, показав процесс создания его Творцом, для лермонтовского пророка является начальной точкой отсчёта («С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка... »).

В стихотворении Лермонтова «шумный град» встречает поэта и пророка насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением. Иа-за непонимания и неверия людей его жизнь превращается и череду страданий. Призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Одиночество лирического героя, его трагичная судьба придают стихотворению совсем иную интонацию, чем та, что звучит в «Пророке» Пушкина.

Деградация общества имеет своим следствием и деградацию поэзии — эта мысль получила выражение в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где герой-читатель констатирует:

Стихи — такая пустота,

Слова без смысла, чувства нету,

Натянут каждый оборот...

Ещё более выродилась критика, превратившись в «мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки», в чернилах критиков уж нет «желчи едкой», а лишь «грязная вода». Но страшнее всего то, что и писатель поддаётся всеобщему пессимизму, отказывается от своего предназначения:

К чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь...

Писатель глух к мнению читателя, который с самого начала во

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретёт язык простой

И страсти голос благородный?

Увы, вопрос читателя остаётся без ответа. В отличие от героя-писателя, сам Лермонтов остался не только хранителем, но и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Поэт всю жизнь сохранял верность идеалам свободы, высокой нравственности, патриотизма и проповедовал их в своём творчестве.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота