Е.Габова «Не пускайте Рыжую на озеро». Во к уроку
- За что не любили одноклассники Рыжуху?
- Почему особенно не любили Светку девчонки?
- В данном контексте какой бы вы подобрали синоним слову «рыжая»?
-Почему так Света стремилась в поход с одноклассниками?
- Чем Светка отличалась от других ребят?
- Ещё за что презирали Светку?
- Неужели можно привыкнуть к унижению и не обижаться?
- Понимал ли рассказчик, что у Светки особенный, красивый голос, когда та пела на озере?
-Почему же он ни разу не остановил бездушных одноклассников, не защитил её? Может, он чего-то испугался?
- Когда ещё смалодушничал рассказчик? Не нашёл в себе мужества, воли?
- Как вы понимаете финальные фразы текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий»?
- Что героине из рыжей превратиться в золотую?
- Какие проблемы поднимает в рассказе писательница?
В рассказе «Уроки французского» писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано. Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне. То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И вот он начинает играть на деньги, чтобы на выигранный рубль купить себе молока. Но голод — еще не все. Ему было одиноко в этом городе, без родных, без друзей, вечно избиваемый теми, с кем он играл в «чику». Какое же счастье, что на его пути встретилась Лидия Михайловна! Оказывается, и в это трудное голодное время люди не ожесточились, были такие, как Лидия Михайловна, которая, почувствовав, что с ее учеником творится неладное, пришла к нему на И сделала она это незаметно, чтобы не оскорбить самолюбия мальчика. Она научила его преодолевать трудности, избавила от излишней застенчивости и робости сельского мальчика, попавшего в районный центр. Понимая, что она рискует потерять работу, учительница начинает играть со своим учеником на деньги — маленькая хитрость, чтобы, проигрывая самой, дать ему возможность заработать этот рубль на молоко. В конце концов, Лидии Михайловне пришлось уехать из города: директор школы застал ее за игрой на деньги. Лидия Михайловна не стала объясняться с директором, ведь тогда все узнали бы, что она, таким образом, хотела своему ученику. Она предпочла уехать. Но и в другом городе учительница не забыла о своем ученике и прислала ему посылку с макаронами и тремя красными яблоками. А мальчик видел яблоки прежде только на картинке. Этот эпизод особенно тронул меня. Я думаю, что уроки Лидии Михайловны мальчик помнил всю жизнь, а став писателем, рассказал о них.