Эдвард Экс проснулся, зевнул и потянулся. Потом покосился на солнечный свет, льющийся через открытую восточную стену его однокомнатной квартиры, и позвал одежду. Она не подчинилась! Экс прогнал сон и повторил приказ. Но дверь шкафа осталась закрытой, а одежда не двигалась. Основательно встревоженный, Экс вскочил с кровати. Он вновь начал было формулировать ментальную команду, но остановил себя. Нельзя паниковать. Если одежда не подчиняется – значит, в этом виновато его полусонное состояние.
Экс неторопливо повернулся и подошел к восточной стене. Он откатил ее ночью и сейчас остановился там, где обрывался пол, и взглянул на город.
Было раннее утро. Молочники уже разносили молоко по террасам. За окном пролетел разносчик газет. Из его набедренного кармана высовывались защитные очки. Паренек выровнял дыхание и взлетел к особняку, выстроенному на крыше двадцатиэтажного небоскреба.
«Особняк, – думал Экс, – вот это жизнь!» Он жил на четвертом этаже такого старого здания, что здесь была даже лестница с лифтом. Вот когда он окончит Университет... Но сейчас не время мечтать.
Экс открыл стенной шкаф и оделся. Потом совершенно спокойно приказал постели застелиться. Одеяло наполовину приподнялось и упало назад на кровать. Экс сердито повторил приказ. Простыни лениво разгладились, одеяло медленно поползло на место. Подушка двигаться не желала. После пятого приказа подушка легла в изголовье кровати. Уборка постели заняла пять минут. Обычно на это требовались секунды.
Ужасная мысль потрясла Экса, его колени задрожали. Он был не в состоянии управлять простейшей телепортацией. Это болезнь!
(Отрывок взят из рассказа американского фантаста Р.Шекли «Носитель инфекции»)
Анализ эпизода
1. Назвать эпизод.(озаглавить)
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. Определить завязку,
кульминацию, развязку.
3. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора.
4. Охарактеризовать героев - участников эпизода: каким увидели героя (героев)?
5. Каково авторское отношение к событию и герою (героям)?
6. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
7. Написать небольшой комментарий к тексту (3-4 предложения).
Объяснение:
1. Марыля - героіня п'есы, жонка Сымона, паходзіць з бедных сялянскіх родзінаў. Яна з высокай гонарам паважае свайго мужа і бунтам духа, супрацівляючыся апрэсіўнаму і ганебнаму жыццю ў сядзібе пана Вінцэнта.
2. Сымон - муж Марылі, поўначальнік у сядзібе пана Вінцэнта. Вядучы свой абарончы бой з крэпасці традыцый і ганебнага жыцця ў сядзібе, Сымон кіруе падзеямі драматычнай п'есы і мае пабочны роман з Зоськай.
3. Зоська - сялянка, што працуе ў сядзібе як служанка. Яна адчувае сябе толькі свабоднай і ў тайным зносінах з Сымонам.
4. Данілка - сялянскі хлопчык, які зусім невядома, як шляхам саўвязі з галоўным тэкстам п'есы.
Аўтарамі гэтай п'есы з'яўляюцца Янка Купала і Якуб Колас.
План до твору "Чорнильне серце" може мати наступну структуру з 8 етапів:
1. Вступ
- Представлення основних персонажів та встановлення основної проблеми.
- Опис місця і часу дії.
2. Знайомство з головним героєм
- Опис зовнішності та характеру головного героя.
- Розкриття його особистих мрій, бажань та страхів.
3. Зустріч із загадковим артефактом
- Головний герой натрапляє на чорнильне серце.
- Опис його властивостей та потенційного впливу на людину.
4. Перетворення головного героя
- Головний герой використовує чорнильне серце та отримує надзвичайні здібності.
- Зміна характеру та цінностей головного героя.
5. Втрати та проблеми
- Персональні втрати та проблеми, пов'язані з використанням чорнильного серця.
- Поглиблення конфлікту.
6. Внутрішній конфлікт
- Головний герой зіткнувається зі своїми внутрішніми демонами.
- Відчуття внутрішньої боротьби та сумнівів.
7. Розв'язка
- Головний герой усвідомлює наслідки своїх вчинків.
- Зусилля головного героя подолати вплив чорнильного серця або його видалення.
8. Висновок
- Відображення змін у головному герої та отримані ним важливі уроки.
- Завершення твору з підсумками та можливими наслідками подальших подій.