( , 1808—1811) – «Светлана» Этот образ — попытка Жуковского создать идеальный характер, нарисовать «русскую душу» . Отличительные черты этого характера-души — чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее — в сентиментальном ключе — под девушку из народной песни или сказки. Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и — пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу. Образ и сюжет в «Светлане» : явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок) , снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода) ; смерть героев оборачивается их счастливым соединением. Грустная Светлана не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. В «Светлане» : героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, что совершенно исключительно как для жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. — не героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для ужасы — лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего тьме и побеждающего ее. (Не случайно «Светлана» заканчивается ранним утром) . С. — один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой) , которую называл «своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение» . Имя Светлана стало литературным именем этой женщины. Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил.
Этот образ — попытка Жуковского создать идеальный характер, нарисовать «русскую душу» . Отличительные черты этого характера-души — чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее — в сентиментальном ключе — под девушку из народной песни или сказки.
Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и — пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
Образ и сюжет в «Светлане» : явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок) , снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода) ; смерть героев оборачивается их счастливым соединением.
Грустная Светлана не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
В «Светлане» : героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, что совершенно исключительно как для жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. — не героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для ужасы — лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего тьме и побеждающего ее. (Не случайно «Светлана» заканчивается ранним утром) .
С. — один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой) , которую называл «своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение» . Имя Светлана стало литературным именем этой женщины. Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил.