Врассказе в. г. распутина «уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах сельского мальчика из сибири. случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни.герой рассказа жил в трудное послевоенное время. он хорошо учился, в школу ходил с удовольствием. мама отправила мальчика в райцентр. на новом месте он продолжает старательно учиться.подросток постоянно недоедал, тосковал по дому. однако, когда мать приехала навестить его, он не жаловался и не плакал. чувство стыда и долга остановило героя уехать назад в деревню.трудности закаляют характер, поэтому сельский паренек часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, выдержка, решительность, независимость.во время игры в «чику» он выигрывает деньги, чтобы купить молока. для него эта игра не была развлечением, как для вадика и птахи. избили мальчика, потому что он играл лучше их и не хотел унижаться.герой рассказа вызывает у меня симпатию. это умный, честный, справедливый мальчик, с добрым сердцем, любящий свою семью. лишь крайняя необходимость заставляет его совершать не совсем правильные поступки.ученику повезло: лидия михайловна была отзывчивая, чуткая, умная. видя трудное положение подростка, учительница старается ему. она давала мальчику не только уроки французского, но и уроки настойчивости, терпения, доброты.к сожалению, учительнице приходится уехать из города из-за того, что она вовлекла школьника в игру на деньги. лидия михайловна потеряла работу, но мальчик не сможет забыть её внимание, доброжелательное отношение. и всю жизнь будет помнить самые лучшие уроки – уроки человечности и добра.
/основная особенность речи - прекрасно переданный горьким волжский народный говор, с диалектизмами и напевным строем. речь ее говорит о спокойствии, принадлежности к народу и, отчасти, силе и мудрости. она обращается к господу, легко и свободно высказывает свои чувства, не смущаясь народом вокруг, чем даже вызывает укор строгой дочери. и вообще - в ее лексики много оценочного, эмоционально окрашенного, говорящего о личном отношении в явлениям и людям. "говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. когда она , ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым", "она сутула, почти горбатая, полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь". и прочие эпитеты и сравнения в массе своей возводят образ бабушки к доброте и природе, делая из нее воплощение этих качеств для мальчика. когда дед с ней разделился - она взяла внука "на свой ", жалела и растила его разумно и с любовью, и мальчик понимал это. первые встречи произвели впечатление - в его мире никто не развлекал-любил-проявлял эмоции так свободно и неустанно, не был так полезен, естественен и уместен в самых трудных ситуациях, он сразу полюбил ее.