5. художественное своеобразие «илиады» гомера. гомеровские поэмы отражают века народного развития и, в частности, не только общинно-родовую формацию, но и ее разложение и развитие частной собственности и частной инициативы. строгий эпический стиль художественных произведений уже не мог оставаться на ступени своей старинной суровости. он уже начинал отражать индивидуальное развитие человека с новыми, гораздо более свободными чувствами и с новых, гораздо более сложных поэтических приемов. а) эпические жанры, кроме героической поэмы. "илиада" и "одиссея" в основном являются героическими поэмами. но эпосу гомера свойственны и зачатки других эпических жанров, например сказки. сказка ничем существенным не отличается от мифа по своему содержанию. но миф верит в буквальную реальность изображаемых в нем лиц и событий, в то время как сказка относится к изображаемому уже достаточно скептически, рассматривая его как предмет забавного и занимательного рассказа. особенно далеко в этом отношении ушла "одиссея". в iv песни этой поэмы имеется, например, большой рассказ о превращении морского бога протея в разных животных и о том, как менелай поймал его в тот момент, когда протей был человеком, и заставил рассказать будущее. в xii песни той же поэмы изображены сирены - полуптицы, полуженщины, завлекающие путников своим сладостным пением. в гомеровском эпосе есть и элементы романа. они повествуют о бытовых явлениях, уже выходящих за пределы скромной и уравновешенной жизни общинно-родового строя (рассказ о розысках телемахом своего отца в ii-iv песнях "одиссеи" содержит элементы романа приключенческого, а вся вторая часть той же поэмы, начиная с xiii песни,- элементы романа семейного).
Щас всё будет,только 5 секундочек подожди)) повесть янки брыля «сиротский хлеб» начинается и заканчивается тем, что даник малец пасет стадо: в начале произведения - свиней, затем коров, свою и чужих, в конце - работает пастушонком у пана. кажется, замкнулся круг для сына вдовы из бывшей западной белоруссии. но это не так. в начале повести данику было всего семь лет. он по-детски смотрит на мир и живет своими детскими радостями и расстройствами. мальчику радостно бегать по дождевых лужах, собирать на лугу калужница, купаться в немане, ловить пескарей, качаться на молодых березках. обидно, а иногда горько и больно, когда тебя дразнят, особенно нищим. иной раз можно потерпеть, но чаще всего нужно не давать себя в обиду, отбиваться, а иногда бежать плача и звать на матери. данику хочется в школу. она манит мальчика новым незнакомым миром, которой живут старшие ученики, а япгчэ хочется обуть новые блестящие сапожки (первые в жизни! ) , что мама купила к школе. в конце адовесци данику двенадцать лет. он учится в семилетке и среди одноклассников выделяется особыми способностями к учению. парень не только вырос, но и повзрослел. он не может мириться с тем, что в школе дети вучадца на чужом языке, что богатые его одноклассники насмехаются из бедности, лишений других. в данику пробудилось чувство человеческого достоинства и национальной гордости. свои убеждения, идеалы он отстаивает активно, не гнется и не унижается перед теми, кто имеет богатство и власть. большое влияние на даника оказали условия жизни, а также взрослые. ему посчастливилось встретиться с замечательными учителями: деревенским человеком николаем кужалевичам и польской учительницей пани марией. первый открыл данику силу и мощь единства, братства трудящихся, говорил о национальное достоинство белорусов. вторая пробудила любовь и уважение к польскому народу, показала данику рабочую , богатство ее и языка. прошло время - и уже сам малец оплачивал вокруг себя одноклассников, детей бедноты, чтобы держались друг друга. николай кужалевич почувствовать данику красоту печатного слова. и главный герой повести сам стал учить своих сверстников читать на родном языке. парень много думал, анализировал увиденное и услышанное, искал ответы на вопросы, которые ставила перед ним жизнь. поэтому в конце повести даник - не просто мальчик, а лицо, у которого есть собственные идеалы и способности их осуществить так?