Узапорожской сечи была своя территория, которая называлась кош. по полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались большим советом «из своих же запорожских казаков» . все важные вопросы решали вместе на общем собрании. был и свой запас провизии, и кашевар. прийти на сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом» . отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери остапа и андрия. все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. воспевая запорожскую вольницу, гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. но такое тогда было время: «дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет гоголь. запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа. «победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.
Есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца? Называя кого-то
человеком с сердцем, люди почитают его за батыра. Другие качества сердца
они себе ясно не представляют. Милосердие, доброта, умение принять
чужого за родного брата, желая ему благ, которые бы пожелал себе — все это
веление сердца. И любовь — желание сердца. Язык, повинуясь сердцу, не
солжет. Только лицемеры о сердце забывают. Те же, кого молва кличет
«человеком с сердцем», часто оказываются людьми не стоящими похвалы.
Если у них не в чести учтивость, верность данному обету, отвращение от зла,
вести за собой заблудших, а не плестись за толпой жалким псом,
умение смело постоять за правое дело, когда это трудно, не отступиться от
истины, когда это сделать легче легкого, то в груди тех, кого люди почитают
за батыров, бьется не обыкновенное, а волчье сердце.
Казах ведь тоже дитя человеческое. Многие из них сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и
стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто
уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но
постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями.
Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправления.
Те, кого люди называют крепкими джигитами, храбрыми джигитами,
ловкими джигитами, чаще всего подбивают друг друга на темные, скверные
дела. Их слепое подражание друг другу, бездумная удаль приводят к
несчастьям.
Если человек, предавшись дурным поступкам, безудержному бахвальству,
не в силах остановиться и взыскать с себя, не пытается очиститься перед
Богом или собственной совестью, как назвать такого джигитом?
Впору задаться вопросом — человек ли он?
Объяснение:
Вот ответ