Казачий атаман. именно он сопровождает императора александра павловича во время поездки в . в отличие от императора, п. показан нам как патриот своей страны. он уверен, что мастера смогут сделать вещь более удивительную, чем танцующая блоха. именно он разоблачает , когда отворачивает замок у пистолета и видит там надпись с именем мастера. из-за своего прямодушия п. теряет хорошее расположение николая павловича. примечательно то, что п. не признает личного достоинства людей, зависящих от него. побои и угрозы он считает лучшим способом влияния на людей. п. оказался единственным человеком, который попытался заболевшему левше вернуться в россию. вот ещё одна характеристика:платов матвей иванович [6(17).8. 1751, станица старочеркасская, ныне аксайского р-на ростовской обл. , -3(15). 1.1818, новочеркасск] , войсковой атаман донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (1809), граф (с 1812). род. в семье войскового старшины. начал службу с 13 лет. участвовал в рус. -тур. войне 1768-74, был произведён главнокомандующим в. м. долгоруковым в офицеры, командовал сотней, с 1771 - полком. в 1775 участвовал в подавлении крестьянской войны под руководством е. и. пугачёва. в 1782-83 служил на кубани и в крыму под команд. а. в. суворова. во время рус. -тур. войны 1787-91 участвовал во взятии очакова (1788) и штурме измаила (1790), командуя колонной, а затем всем лев. крылом. с 1788 походный атаман войска донского. в 1797 заподозрен павлом i в заговоре, сослан в кострому, а затем заключён в петропавловскую крепость. в янв. 1801 освобождён и назначен гл. войскового атамана донского войска, а вскоре -войсковым атаманом. в 1806-07 участвовал в войне с францией, в 1807-09 -с турцией. во время отечеств, войны 1812 успешно командовал донским казачьим корпусом. его смелые и решит, действия способствовали разгрому наполеоновских войск. завоевал популярность как герой войны 1812. участник кампаний 1813-14. в 1814 сопровождал александра i в поездке в великобрита* нию, где был торжественно встречен и получил диплом почётного доктора оксфордского университета. в новочеркасске п. поставлен памятник работы п. к. клодта.
Рассказ посвящен военным действиям на кавказе во второй половине xix века. в это время шла кровопролитная война за присоединение кавказа к россии. горские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали солдат в плен. обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. л. н. толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ «кавказский пленник» можно с полным правом назвать былью. главными участниками событий в рассказе стали два офицера — жилин и костылин. жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. рассказ построен на сопоставлении главных героев. оно начинается уже с их фамилий. жилин — от слова «жила» , т. е. сильный, выносливый человек. деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. так и костылин мешал жилину во всем. по вине костылина жилин попал в плен и не удался их первый побег. жилин – сильный, волевой человек. он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. именно эту мысль, прежде всего, хотел донести до читателя автор. костылин – , слабый и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. костылин не смог убежать из плена. он остался не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма. писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего. сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне жилина — простого, храброго, честного офицера. на костылина же ни в чем нельзя положиться. всё творчество л. н. толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между . читая рассказ «кавказский пленник» , мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. это поняла и маленькая дина, хотя жилин был взрослее её и чужим по крови. л. н. толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.