Стихотворения о природе относятся к пейзажной лирике. Но пейзажная лирика — это не только описание природы, которая может быть и величественно-прекрасной, и умиротворенной, и бушующей. Вместе с картинами природы передаются самые сокровенные мысли и чувства поэта. Однако чтобы «увидеть» и понять все то, о чем рассказал поэт в своем стихотворении, нужно научиться понимать картины природы, изображенные автором, чувствовать настроение, которым они проникнуты. Или, как говорил Н. В. Гоголь, уметь «разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу... душою и сердцем почувствовать всякое слово его».
Вот передо мной стихотворение Ивана Саввича Никитина «Утро». Перед мысленным взором сразу возникает чудесная картина. Предрассветная пора. «Звезды меркнут и гаснут». Вокруг еще «тишь — безлюдье»: «дремлет чуткий камыш», замерли, покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Но вот под умелым пером поэта природа постепенно оживает:
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Воздух наполняется звуками и запахами. Горит-разгорается восток, «вот и солнце встает, из-за пашен блестит». Начинается новый трудовой день: проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, «весла к лодкам несут». «Птички песни поют», встречая новый день. Улыбается-радуется пробуждению лес. Хлынуло золотыми потоками солнце, осветило своими лучами и поля, и луга, и «макушки ракит». Вышел в поле пахарь с сохой, один — песню поет, любая работа ему по плечу.
Какую красоту увидел автор, какое светлое и легкое стихотворение написал! Но, видимо, было в его жизни что-то тяжелое, может, он от чего-то страдал. Не случайно он пишет: «Не боли ты, душа! отдохни от забот!». Значит, что-то тревожит, беспокоит его, но, несмотря на это, он кончает свое стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому:
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Радость жизни, приходящая на землю вместе с восходом солнца, подействовала на автора, разогнала грустные мысли. Он сам наблюдал пробуждение природы, и душа его откликнулась на красоту.
Иван Никитин, крестьянский поэт, посвятил много стихотворений природе родного края. В его трудной жизни именно природа ему сохранить живую душу, приносила утешение в минуты отчаяния. Наверное, автор хочет и до нас донести главную мысль: таково извечное свойство природы — возвращать уставшему человеку радость жизни, поддерживать его и исцелять.)))
Браз Павла Ивановича Чичикова центральный в гоголевской поэме «Мёртвые души» . Как иронически подчёркивает Гоголь, «не приди в голову Чичикову эта мысль (накупить «всех этих, которые вымерли» и заложить их в Опекунский совет) , не явилась бы на свет сия поэма <…> Здесь он полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться» . Одним из прототипов Чичикова был Дмитрий Егорович Бенардаки, грек, отставной офицер, крупнейший петербургский откупщик-миллионер, купивший на вывод в Херсонскую губернию две тысячи крестьян в тульской губернии. В первой главе поэмы Чичиков показан как типичный «господин средней руки» , «не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однакож и не так чтобы слишком молод» . Как писал поэт Андрей Белый в монографии «Мастерство Гоголя» , «Чичиков – прикрытое внешней оболочкой ничто, пустое место, «фигура фикции» , «ни то, ни сё», «явление круглого общего места, спрятанного в бричку» , призрак, фальшивка, фальшивки же мёртвые души, пустые оболочки имён, за которыми ничего не стоит». Суть Чичикова сокрыта под личиной «благонамеренного» человека (отзыв прокурора города NN), «учёного» человека (заключение жандармского полковника) , «знающего и почтенного» человека (на взгляд председателя палаты) , «почтенного и любезного» человека (с точки зрения полицмейстера) , «преприятного» человека (со слов Собакевича, обычно считавшего всех людей подлецами и негодяями) . Гоголевскому герою легко удаётся во время разговора «подстраиваться» под собеседника, подражать ему, произносить слова с такой же интонацией и т. п. На фоне помещиков и городских чиновников Чичиков кажется самым обходительным, вежливым и галантным. Однако именно этого героя «Мёртвых душ» поэт и исследователь Д. С. Мережковский в статье «Гоголь и чёрт» сопоставил с дьяволом. Чичиков, как и чёрт, нечто посредственное, среднее, незавершённое и «неоконченное, выдающее себя за безначальное» , «вечная плоскость и пошлость» . «Чичиков сам ощущает себя мыльным пузырём, поскольку хочет оставить после себя потомство. Не восторг, роскошь, а срединное благополучие – предел его грёз» . Ловля и скупка душ, производимые Чичиковым, строящим богатство на трупах («народу, слава Богу, вымерло немало») , в народно-религиозном мифотворчестве прямо ассоциируется с деяниями дьявола, антихриста. Истории о том, как дьявол скупает путём обмана души умерших, встречаютсяв апокрифических, не признанных официальной церковью, легендах.
Вот передо мной стихотворение Ивана Саввича Никитина «Утро». Перед мысленным взором сразу возникает чудесная картина. Предрассветная пора. «Звезды меркнут и гаснут». Вокруг еще «тишь — безлюдье»: «дремлет чуткий камыш», замерли, покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Но вот под умелым пером поэта природа постепенно оживает:
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Воздух наполняется звуками и запахами. Горит-разгорается восток, «вот и солнце встает, из-за пашен блестит». Начинается новый трудовой день: проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, «весла к лодкам несут». «Птички песни поют», встречая новый день. Улыбается-радуется пробуждению лес. Хлынуло золотыми потоками солнце, осветило своими лучами и поля, и луга, и «макушки ракит». Вышел в поле пахарь с сохой, один — песню поет, любая работа ему по плечу.
Какую красоту увидел автор, какое светлое и легкое стихотворение написал! Но, видимо, было в его жизни что-то тяжелое, может, он от чего-то страдал. Не случайно он пишет: «Не боли ты, душа! отдохни от забот!». Значит, что-то тревожит, беспокоит его, но, несмотря на это, он кончает свое стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому:
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Радость жизни, приходящая на землю вместе с восходом солнца, подействовала на автора, разогнала грустные мысли. Он сам наблюдал пробуждение природы, и душа его откликнулась на красоту.
Иван Никитин, крестьянский поэт, посвятил много стихотворений природе родного края. В его трудной жизни именно природа ему сохранить живую душу, приносила утешение в минуты отчаяния. Наверное, автор хочет и до нас донести главную мысль: таково извечное свойство природы — возвращать уставшему человеку радость жизни, поддерживать его и исцелять.)))
должны тащиться» . Одним из прототипов Чичикова был Дмитрий Егорович Бенардаки, грек, отставной офицер, крупнейший петербургский откупщик-миллионер, купивший на
вывод в Херсонскую губернию две тысячи крестьян в тульской губернии. В первой главе поэмы Чичиков показан как типичный «господин средней руки» , «не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок; нельзя
сказать, чтобы стар, однакож и не так чтобы слишком молод» . Как писал поэт Андрей Белый в монографии «Мастерство Гоголя» , «Чичиков – прикрытое внешней оболочкой
ничто, пустое место, «фигура фикции» , «ни то, ни сё», «явление круглого общего места, спрятанного в бричку» , призрак, фальшивка, фальшивки же мёртвые души, пустые оболочки имён, за которыми ничего не стоит». Суть Чичикова сокрыта под личиной «благонамеренного» человека (отзыв
прокурора города NN), «учёного» человека (заключение жандармского полковника) , «знающего и почтенного» человека (на взгляд председателя палаты) , «почтенного и любезного» человека (с точки зрения полицмейстера) , «преприятного» человека (со слов
Собакевича, обычно считавшего всех людей подлецами и негодяями) . Гоголевскому герою легко удаётся во время разговора «подстраиваться» под собеседника, подражать ему, произносить слова с такой же интонацией и т. п. На фоне помещиков и городских
чиновников Чичиков кажется самым обходительным, вежливым и галантным. Однако именно этого героя «Мёртвых душ» поэт и исследователь Д. С. Мережковский в статье «Гоголь и чёрт» сопоставил с дьяволом. Чичиков, как и чёрт,
нечто посредственное, среднее, незавершённое и «неоконченное, выдающее себя за безначальное» , «вечная плоскость и пошлость» . «Чичиков сам ощущает себя мыльным пузырём, поскольку хочет оставить после себя потомство. Не восторг, роскошь, а
срединное благополучие – предел его грёз» . Ловля и скупка душ, производимые Чичиковым, строящим богатство на трупах («народу, слава Богу, вымерло немало») , в народно-религиозном мифотворчестве прямо ассоциируется с деяниями дьявола,
антихриста.
Истории о том, как дьявол скупает путём обмана души умерших, встречаютсяв апокрифических, не признанных официальной церковью, легендах.