Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «...Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.
Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).
Вдревности люди придумывали различные сказания, иначе - былины. их исполняли в царских палатах и за застольями. зачастую героями былин были могучие богатыри, защитники отечества. это добрыня никитич, илья муромец, алёша попович, волх всеславьявич и другие. большинство былин были написаны про илью муромца ("три поездки ильи муромца", "илья муромец и соловей разбойник", "илья муромец и калин-царь" и др. ) как видно из одной былины, раньше илья был не мог ходить и 30 лет просидел на печке. но однажды его навестили мудрецы и подарили умение ходить за его доброту (илья напоил их пивом) . потом илья нашёл себе богатырского коня и поехал записываться на службу к королю князю - владимиру красное солнышко. илья муромец боролся с различными монстрами и врагами. во всех битвах он одерживал победу, но не , потому что ему "на роду написано" умереть своей собственной смертью. илья муромец был патриотом, был преданным своей родине и службе у князя. когда вражеский царь калин хотел сделать илью своим воеводой в награду за его упорность и отвагу на поле битвы - он один бился с бесчисленным войском! - илья отказался и сказал: "мне родина дороже службы у врага! " илья муромец был настоящим храбрецом - он не побоялся расчистить прямоезжую дорогу до киева, где сидел в засаде соловей-разбойник. илья - умный богатырь. когда черниговцы хотели сделать его своим "начальником", он не захотел у них править и поехал дальше. ведь он сделал в каком-то роде правильно. если бы он начал править у черниговцев, то в скором времени разбогател бы, сидел на троне, занимался бы делами города и был бы просто правителем. а так илья муромец, "дородный славный добрый молодец" совершил много подвигов, получил княжескую милость и уважение народа. илья муромец - мой самый любимый былинный герой. он попадает в разные ситуации и с лёгкостью из них выходит. он сильный, умный, добрый и самый лучший богатырь
Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «...Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.
Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).