Первая часть произведения "Мёртвые души" - это по сути описание помещиков, которые стали настолько странными, что по сути и являются этими "мёртвыми душами." Однако, если Манилов и Коробочка ещё, можно сказать, лёгкий случай, то Ноздрёв и Собакевич - уже серьёзно давшие трещину люди. Ноздрёв во всём не имеет границ, а Собакевич - забыл о приличии! Но и они - все в здравом уме по сравнению с Плюшкиным. Плюшкин - это верх маразма, своеобразная вершина того, как низко морально упал человек. Хлебосольный хозяин превратился в обезумевшего скрягу-маразматика, у которого всё есть, но он настолько жаден, чсто даже гвозди ржавые по улице собирает. Портрет Плюшкина - это кульминация первой части гоголевских "Душ". Поэтому, Гоголь и заканчивает галерею помещиков Плюшкиным.
Повесть Владимира Галактионовича Короленко недаром называется "В дурном обществе". Сокращенный до рассказа и адаптированный для детей вариант произведения известен под названием "Дети подземелья". Автор иронически называет "дурным" общество, с представителями которого общается главный герой - мальчик Вася, сын судьи. Ведь с точки зрения состоятельного человека бродяги и нищие - общество, без сомнения, "дурное", то есть неподходящее для "приличного" мальчика. Тем не менее, именно в обществе нищих ребятишек одинокий мальчик Вася находит преданную дружбу и понимание. Общаясь с Валеком и Марусей, Вася многое понял и пережил. А с точки зрения обывателя Валек и Маруся - неподходящее, "дурное" общество для Васи. В этом случае обыватели безусловно не правы, а прав Вася, выбравший себе хороших друзей и оставшийся им верным.