Где нашел пса профессор? Чем он его заманил?
2. Кого пес боялся при входе в дом профессора?
3. Назовите постоянных обитателей квартиры профессора Преображенского.
4. Где, по мнению профессора Преображенского, происходит разруха?
5. Кто был ассистентом профессора?
6. Каким направлением в медицине занимается профессор Преображенский?
7. Назовите имя и отчество профессора Преображенского.
8. Какой предмет интерьера в квартире Преображенского раздражал Шарикова?
9. Что такое АБЫРВАЛГ?
10. Сколько комнат занимал профессор Преображенский?
11. С какой целью приходили к нему члены ДОМКОМА?
12. Какие органы пересадил профессор Преображенский собаке?
13. Какой пост занимал Швондер?
14. Какую книгу посоветовал прочитать Шарикову Швондер?
15. Назовите имя Шарикова, выбранное им для себя.
16. Какую должность получил Шариков?
17. Какими качествами своего донора обладал Шариков?
18. Что украли из парадной дома, в котором жил профессор?
19. Кто такая Зина?
20. Кто такая Дарья Петровна?
21. Что испытывал профессор от своего открытия?
22. Перечислите, от лица кого ведётся повествование в повести.
23. Что произошло с Шариковым в конце повести?
24.Чему учит это произведение?
В одном из замечательных поздних стихотворений "Бородино" поэт вновь акцентирует внимание на символичности победы русского воинства - "богатырей" лет:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
В "Бородине" в полную силу звучит мотив противопоставления
"богатырям" "нынешнего племени", современников, не на подвиги,
утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску.
Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.
Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали!" В страшную минуту люди объединяются для защиты родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не
достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.