В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 5 КЛАССА
Для заданий А1 – А8 обведите номер правильного ответа.
А1. Назовите жанр приведённого произведения устного народного творчества:
Чужими руками жар загребать
1) загадка 2) скороговорка 3) поговорка 4) дразнилка
А2. Этот жанр народного творчества предназначен для детей младенческого возраста. Произведения
этого жанра представляют собой короткие стишки и песенки, которыми мать, бабушка, нянька
сопровождают движения ребенка (игра в ладушки, обучение хождению, прыжки и т.п.) или
убаюкивают его. Что это за жанр?
1) пестушки 2) потешки 3) прибаутки 4) приговорки
А3. Определите тип фольклорной сказки по данному фрагменту:
«Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце немного: утонуть
нельзя, да и выскочить – тоже.
Сидит лиса, горюет.
Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает, заглянул от нечего
делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?...»
1) сатирическая сказка
2) волшебная сказка
3) сказка о животных
4) бытовая сказка
А4. Сказку «Дикие лебеди» написал(-и)
1) Братья Гримм 2) Х. К. Андерсен 3) С. Аксаков 4) А.С. Пушкин
А5. Гипербола – это…
1) «красочное» прилагательное
2) изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо
оригинальную мысль
3) стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных
предметов они наделяются человеческими чертами, мыслями и речью
4) образное преувеличение какого-либо действия, предмета, явления
А6. Определите жанр произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
1) сказка 2) легенда 3) рассказ 4) повесть
А7. Назовите имя персонажа, о котором говорится в следующих строках произведения В.А.
Жуковского «Спящая царевна».
«Жил-был добрый царь <…>;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет и нет…»
1) Елисей 2) Марей 3) Матвей 4) Берендей
А8. Как называется данный композиционный элемент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»?
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
1) вступление 2) пролог 3) зачин 4) экспозиция
Прочитайте приведенный текст и выполните задания В1–В4.
Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и
прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи,
столяры, портные и портнихи, – был даже один шорник, он же считался ветеринарным
врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один
башмачник, по имени <…>, пьяница горький. <…> почитал себя существом обиженным и
не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в
Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с
расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя. Вот зашла однажды о нем речь
у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его
желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим
лицом. Барыня сожалела об испорченной нравственности <…>, которого накануне только
что отыскали где-то на улице.
– А что, Гаврила, – заговорила вдруг она, – не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он
остепенится.
– Отчего же не женить-с! Можно-с, – ответил Гаврила, – и очень даже будет хорошо-с.
– Да; только кто за него пойдет?
– Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может
быть потребен; из десятка его не выкинешь.
При выполнении заданий В1–В4 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов
в именительном падеже.
В1. Назовите полностью имя, отчество и фамилию автора произведения, фрагмент из которого вы
только что прочитали.
ответ:

В2. Напишите без кавычек название этого произведения.
ответ:
В3. Назовите имя персонажа, о котором рассуждают барыня и ее дворецкий.
ответ:
В4. Как называется литературная форма устного обмена высказываниями между двумя и более
людьми, которая представлена в данном фрагменте?
ответ:
С1. Напишите автора и название книги, которую вы прочитали недавно. Объясните, чем вам эта
книга понравилась или не понравилась.
С2. Напишите название 1–3 книг, а также их авторов, в которых главными героями являются дети.
Расскажите, почему вам понравилась или не понравилась одна из этих книг. Только не пишите о той книге , о которой вы рассказывали в предыдущем задании (5 – 15 предложений).

Показать ответ
Ответ:
rustam05mirzaev
rustam05mirzaev
17.11.2020 09:08

)

м. е. салтыков-щедрин – знаменитый писатель-сатирик, создавший сказки «для детей изрядного возраста» . в них он показал российскую действительность во всей ее неприглядности. образы его сказок легко узнаваемы. премудрый пескарь, всю жизнь дрожавший в своей норке, дикий помещик, мечтавший о чистейшем воздухе без мужицкого духу и другие герои – частое явление и современной жизни. читая сказки салтыкова-щедрина, узнавая в героях знакомых людей, мы смеемся. но в то же время задумываемся над человеческими пороками, над несовершенством государственного устройства, где возможны такие герои, как медведь на воеводстве.

какие же средства писателю создавать комическое в своих произведениях? прежде всего это сатира. сатирическое изображение героев, будь то генералы или помещик, или просто вяленая вобла, заставляет читателя улыбаться, а иногда смеяться. но смех этот горек, потому что совсем не весело сознавать, что герой, скрывающийся за премудрым пескарем, бесцельно потратил свою жизнь лишь на то, чтобы сохранить ее. и что же он имеет в конце концов? ничего. одна пустота: «жил – дрожал, и умирал – дрожал. вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит? и на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «никому, никто» .

больно видеть, как умелый, ловкий мужик, который все умеет, с рабской покорностью плетет веревку, чтобы генералы могли его связать: «набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать» .

0,0(0 оценок)
Ответ:
ЛёхаТихонов
ЛёхаТихонов
18.02.2022 09:35

жил-был в лесу на опушке маленький лисенок со своей мамой лисой. жили они дружно: мама пекла пироги, а лисенок ей по дому. по вечерам перед сном мама рассказывала ему сказки, чтобы малыш лучше спал, и ему снились цветные сны.

все в их семье было хорошо, только об одном мама просила лисенка: не ходить одному в лес. однажды, когда мама лиса была занята делами, лисенок играл во дворе возле дома и вдруг заскучал. день был погожий, на небе ярко светило солнце, и хотелось гулять. лисенок взглянул в сторону леса и увидел вдалеке большой и красивый гриб боровик. он сразу же подумал о том, какой вкусный суп мама может из него сварить. и решил, что если быстро за ним сбегает, то ничего плохого не случится, и мама даже не заметит.

он тихонько встал, вышел за калитку и пошел в лес. маленький лисенок напевал какую-то песенку, у него было хорошее настроение. подойдя к грибу, он его сорвал и тут же облизнулся. перед глазами возникла тарелка ароматного грибного супа. но тут он увидел чуть поодаль еще один красивый боровик. и в его воображении возникла уже большая кастрюля супа. лисенок побежал за вторым грибом. сорвав его, он заметил третий. малыш обрадовался такой удаче.

спустя какое-то время, у лисенка в руках было уже много грибов и он решил, что теперь их хватит и на суп, и на жаркое. вот мама его похвалит. но когда он обернулся вокруг, то понял, что заблудился. лисенок испугался и заплакал. не зря мама говорила, чтоб в лес один не ходил.

мама лиса увидела, что малыша нет во дворе и запереживала. она звала-звала, но никто не отвечал. тогда мама попросила знакомую сороку поискать сыночка с высоты. та полетела и вскоре нашла его в лесу. когда сорока вывела лисенка из лесу, он растерял все грибы, был измазан в земле и заплакан. хорошо, что в этот раз ничего страшного не случилось, но слушаться маму надо обязательно!

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота