Дело, конечно, не только в том, что в сказке Шварца ученый оказывается сильнее своей бесплотной и ничтожной тени, тогда как у Андерсена он погибает. Здесь можно увидеть и различие более глубокое. В «Тени» , как и во всех других сказках Шварца, происходит ожесточенная борьба живого и мертвого в людях. Шварц развивает конфликт сказки на широком фоне многообразных и конкретных человеческих характе-ров. Вокруг драматической борьбы ученого с тенью в пьесе Шварца возникают фигуры, которые в своей совокупности и дают возможность почувствовать всю социальную атмо-сферу. Так появился в «Тени» Шварца персонаж, которого вовсе не было, да и не могло быть у Андерсена, - милая и трогательная Аннунциата, преданная и бескорыстная любовь кото-рой вознаграждается в пьесе ученого и открывшейся ему правдой жизни. В «Тени» Аннунциата выпадает, казалось бы, из общей системы, у нее нет «сюжета» , под-тверждением или разрушением которого было бы ее сценическое поведение. Но это ис-ключение, лишь подтверждающее правило. Эта милая девушка всегда готова дру-гому, всегда в движении; ее человеческая сущность ни в какой момент действия не может быть сведена к застывшему определению. И хотя по своему положению (сирота без мате-ри) и характеру (легкая, приветливая) она чем-то напоминает Золушку, в пьесе нет для нее даже этого варианта судьбы – она сама ее создает. Всем своим существом Аннунциата до-казывает, что она – настоящая добрая принцесса, которая обязательно должна быть в каж-дой сказке. Многое в замысле Шварца объясняет важный разговор, происходящий между Аннунциа-той и ученым. С едва заметным укором Аннунциата напоминала ученому, что ему извест-но об их стране то, что написано в книгах. «Но то, что там о нас не написано, вам неиз-вестно» . – «Это иногда случается с учеными» , - замечает ее друг. «Вы не знаете, что живете в совсем особенной стране, - продолжает Аннунциата. – Все, что рассказывают в сказках, все, что кажется у других народов выдумкой, - бывает у нас на самом деле каждый день» . Но ученый грустно разубеждает Аннунциату: «Ваша страна – увы! – похожа на все страны в мире. Богатство и бедность, знатность и рабство, смерть и несчастье, разум и глупость, святость, преступление, совесть, бесстыдство – все это пере-мешалось так тесно, что просто ужасаешься. Очень трудно будет все это распутать, разо-брать и привести в порядок, чтобы не повредить ничему живому. В сказках все это гораз-до проще» . Подлинный смысл этих слов ученого заключается, помимо всего прочего, в том, что и в сказках все должно обстоять не так уж просто, если только сказки правдивы и если сказочники мужественно смотрят в лицо действительности. «Чтобы победить, надо идти и на смерть, - объясняет ученый в конце сказки. – И вот я победил» .
Здесь можно увидеть и различие более глубокое. В «Тени» , как и во всех других сказках Шварца, происходит ожесточенная борьба живого и мертвого в людях. Шварц развивает конфликт сказки на широком фоне многообразных и конкретных человеческих характе-ров. Вокруг драматической борьбы ученого с тенью в пьесе Шварца возникают фигуры, которые в своей совокупности и дают возможность почувствовать всю социальную атмо-сферу.
Так появился в «Тени» Шварца персонаж, которого вовсе не было, да и не могло быть у Андерсена, - милая и трогательная Аннунциата, преданная и бескорыстная любовь кото-рой вознаграждается в пьесе ученого и открывшейся ему правдой жизни. В «Тени» Аннунциата выпадает, казалось бы, из общей системы, у нее нет «сюжета» , под-тверждением или разрушением которого было бы ее сценическое поведение. Но это ис-ключение, лишь подтверждающее правило. Эта милая девушка всегда готова дру-гому, всегда в движении; ее человеческая сущность ни в какой момент действия не может быть сведена к застывшему определению. И хотя по своему положению (сирота без мате-ри) и характеру (легкая, приветливая) она чем-то напоминает Золушку, в пьесе нет для нее даже этого варианта судьбы – она сама ее создает. Всем своим существом Аннунциата до-казывает, что она – настоящая добрая принцесса, которая обязательно должна быть в каж-дой сказке.
Многое в замысле Шварца объясняет важный разговор, происходящий между Аннунциа-той и ученым. С едва заметным укором Аннунциата напоминала ученому, что ему извест-но об их стране то, что написано в книгах. «Но то, что там о нас не написано, вам неиз-вестно» . – «Это иногда случается с учеными» , - замечает ее друг.
«Вы не знаете, что живете в совсем особенной стране, - продолжает Аннунциата. – Все, что рассказывают в сказках, все, что кажется у других народов выдумкой, - бывает у нас на самом деле каждый день» . Но ученый грустно разубеждает Аннунциату: «Ваша страна – увы! – похожа на все страны в мире. Богатство и бедность, знатность и рабство, смерть и несчастье, разум и глупость, святость, преступление, совесть, бесстыдство – все это пере-мешалось так тесно, что просто ужасаешься. Очень трудно будет все это распутать, разо-брать и привести в порядок, чтобы не повредить ничему живому. В сказках все это гораз-до проще» . Подлинный смысл этих слов ученого заключается, помимо всего прочего, в том, что и в сказках все должно обстоять не так уж просто, если только сказки правдивы и если сказочники мужественно смотрят в лицо действительности. «Чтобы победить, надо идти и на смерть, - объясняет ученый в конце сказки. – И вот я победил» .