Всё тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!.. ” - это первые слова, которые произносит в трагедии "Борис Годунов” самозванец Григорий Отрепьев. И этот сон предвещает те события, которые с ним случатся в скором будущем:
Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось — И, падая стремглав, я пробуждался.. .
Во сне самозванец испытывает совершенно разные эмоции: "И стыдно мне и страшно становилось... ” Вот настоящие эмоции! Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения! Падение.. . в конце сна - тоже эмоция, хотя немного видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический финал произведения. "Кипящий” на площади народ "в ужасе молчит” и отказывается приветствовать нашего героя, то есть Лжедмитрия. Это и является своеобразным предвестником "падения”. Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа. При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх. И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз. Примечательно то, что роль Димитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена с рассказа о "проклятом сне”, сном и заканчивается: "Ложится, кладёт седло под голову и засыпает”. Сон становится средством раскрытия внутреннего мира героя трагедии, его психологической характеристики и предвестником ужасных событий, которые в скором времени случатся наяву. Сон- вещий, как и сон Петруши Гринёва в "Капитанской дочке".
Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды.
Первые десятилетия XIX вeка под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский. Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества. Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму. Первую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. Высшим достижением этого времени стало творчество А. С. Пушкина, истинного создателя русской литературы. Путь, намеченный Пушкиным, в 1840-1850-х гг. продолжил Н. В. Гоголь, ставший одним из основателей нового литературного направления - критического реализма.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался.. .
Во сне самозванец испытывает совершенно разные эмоции: "И стыдно мне и страшно становилось... ” Вот настоящие эмоции! Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение.. . в конце сна - тоже эмоция, хотя немного видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению.
Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический финал произведения. "Кипящий” на площади народ "в ужасе молчит” и отказывается приветствовать нашего героя, то есть Лжедмитрия. Это и является своеобразным предвестником "падения”.
Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа. При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх. И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Примечательно то, что роль Димитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена с рассказа о "проклятом сне”, сном и заканчивается: "Ложится, кладёт седло под голову и засыпает”.
Сон становится средством раскрытия внутреннего мира героя трагедии, его психологической характеристики и предвестником ужасных событий, которые в скором времени случатся наяву. Сон- вещий, как и сон Петруши Гринёва в "Капитанской дочке".
Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды.
Первые десятилетия XIX вeка под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский.
Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.
Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму.
Первую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. Высшим достижением этого времени стало творчество А. С. Пушкина, истинного создателя русской литературы.
Путь, намеченный Пушкиным, в 1840-1850-х гг. продолжил Н. В. Гоголь, ставший одним из основателей нового литературного направления - критического реализма.
Русская литература первой половины XIX века