Художественно-выразительные средства, звуки, краски этого стиха:
напрасно!
куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,
и тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
тебе улыбаюсь, а внутренно горько я плачу,
напрасно.
разлука!
душа человека какие выносит мученья!
а часто на них намекнуть лишь достаточно звука.
стою как безумный, еще не постиг выраженья:
разлука.
свиданье!
разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.
она-то продлит и она-то усилит страданье,
и в жизни туманной всё будет обманчиво сниться
свиданье.
не нами
бессилье изведано слов к выраженью желаний.
безмолвные муки сказалися людям веками,
но очередь наша, и кончится ряд испытаний
не нами.
но больно,
что жребии жизни святым побужденьям враждебны;
в груди человека до них бы добраться довольно…
нет! вырвать и бросить; те язвы, быть может, целебны,-
но больно.
Автор произведения «Сирота» Михаил Самарский. Произведение читалось легко, все слова были написаны на «понятном» языке с использованием разговорного стиля речи. Автор ставит перед собой цель доброго отношению друг к другу, проявление милосердия, понимания. Его задача – это избавить мир от жестокости. Это рассказ о жизни. О жестокости и сострадании. О том, что можно и нужно быть чуточку добрее. Ведь тогда и мир изменится к лучшему. Проблема, которую поднимает автор этого произведения – это жестокость, издевательство над слабыми и беззащитными людьми. И главный момент – ты можешь оказаться на месте униженного в любое время. Ванька Брызгалов – сирота, Костя – герой, от лица которого ведется рассказ, его друг Антон. Мы видим, как они, воспринимают Ваньку Брызгалова. Непонятное проявление агрессии, злобы, стремление задеть другого человека, который «провинился» лишь тем, что он «не такой как все». У читателей Ваня вызывает такие чувства как жалость, сострадание, а к Косте и Антону - отрицательные эмоции. Автору произведения удалось высказать свою точку зрения, и показать, что мир жесток. И дать понять, что наше будущее может зависеть именно от нас. Автор выразил все свои эмоции. Это произведение берет читателя за душу, заставляя читателя всерьез задуматься над прочитанным
Мир, о котором мечтал Мцыри, оказывается не таким, какой он есть на самом деле. И сам Мцыри уже не таков, какой был раньше, до заточения в монастырь. Когда главный герой на свободе встречает девушку, он не может заговорить с ней, потому что привык к несвободе.
Суровая действительность разрушает все надежды героя, все самые лучшие стремления покидают Мцыри. Прием антитезы ярко используется при описании жизни в «тюрьме» и жизни на воле. Когда Мцыри сбегает на поиски родного края, с особыми красками описывается природа, юношеская любовь, борьба с барсом. И именно в эти моменты главный герой поэмы по-настоящему счастлив. И это счастье сменяется безысходностью, когда Мцыри понимает, что вернулся обратно в тюрьму.