И.С. Тургенев. «Бежин луг». Мифологические персонажи в рассказе
Прочитай текст о значении мифологических образов в русской литературе.
Русская литература как один из видов словесного искусства издревле впитала в себя образы, созданные народной фантазией. К ним можно отнести русалок, кикимор, ведьм, леших и, конечно, домового. Домовой из всех представителей низшей мифологии – самый близкий и понятный персонаж для народа.
Устные рассказы о мнимых столкновениях с домовыми, лешими, чертями, колдунами – одним словом, с представителями темной, нечистой силы, называются «быличками», или «бывальщинами». В этом виде несказочной прозы нашли отражение суеверные страхи людей перед непонятными явлениями природы, пережитки языческих верований.
Представления о существах низшей мифологии сложились у русского народа еще в эпоху раннего феодализма. Эти образы настолько крепко прижились в народном фольклоре, что в них верят до сих пор.
3. Cоставьте кластеры на темы: «Образ русалки в рассказе»; «Образ домового в рассказе».
4. Задание
Составь синквейн на тему «Природа в рассказе “Бежин луг”.
1. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес.
2. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура.
3. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая.
4. Я бросился в направлении шума и прибежал, спотыкаясь на каждом шагу, на место битвы.
5. Бирюк сидел возле стола, опершись головою на руки. 6:"Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком".
7:"Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины".
8.На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста"9:"Дрянная лошаденка, до половины закрытая угловатой рогожкой, стояла тут же вместе с тележным ходом. 10:"Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного
двора, обнесенного плетнем. "
Начатая как небольшой рассказ в 1940 году, после войны переработанная автором в одноимённую повесть вышедшую в 1947 году, затем в 1950-х годах получила продолжения «Морская школа» и «Первая любовь» — составившие трилогию «Дети моря» о жизни соломбальских мальчишек.
Повесть была издана общим тиражом более 2 миллионов экземпляров, выдержала более десяти переизданий, переведена на многие иностранные языки, входила в школьную программу, инсценировалась областным театром и читалась радиопостановкой по Всесоюзному радио[2].
В 2019 году планируется установка в Архангельске памятника героям книги — «Мальчишкам Соломбалы»[3][4].
Книга эта полна шума и плеска беломорских прохладных волн, пароходных гудков, запаха распиленного леса и рыбы, свежего дыхания сиверка и горячего дыхания революции… Книга понравилась и любопытным ребятам, и взыскательным взрослым.
Лев Кассиль