Ирина Полянская Утюжок и мороженное
Задания. ответы записываем, ставя номер задания
1. Определите тему рассказа
2. Определите проблему рассказа
3. Докажите, что жанр произведения- рассказ
4. Художественное время (когда происходят действия?)
5. Художественное где происходит действия?)
6. Составьте три во по содержанию. Напишите ответы (1-2 слова)
7. Определите композицию (завязка, кульминация, развязка). Назовите эпизод (пересказывать не нужно)
8. Составьте план текста
9. Охарактеризуйте главного героя ( с учетом средств создания образа: внешность, соц. статус, возраст). Можно оформить запись в виде таблицы
10. Определите авторскую позицию (что хотел автор сказать читателю?)
11. Назовите три выразительных средства, приведите примеры, определите их роль (функцию).
Итого
Образец записи:
Диагностическая контрольная работа
( на материале рассказа ……)
1 Тема: …..
2.Проблема:
3. Жанр-рассказ:
а)….,
4.Художественное время:
5.Художественное Во Во ответы
1
2
3
7. Композиция
Завязка
Кульминация
Развязка
8. План рассказа
1…..
9. Образ главного героя
10: Авторская позиция:
11.Выразительные средства:
Название выраз. средства Пример Роль выразит. средства
Объяснение:
Одни исследователи объявляют Пушкина родоначальником современного русского литературного языка, другие считают, что нормы русского литературного национального языка складываются в 18 – начале 19 вв., а Пушкин – создатель русской художественной литературы.
Другая точка зрения представляются ряду исследователей более убедительной, хотя взаимовлияние литературного языка и языка художественной литературы в первой четверти 19 века было очень сложным. Правомерна и первая точка зрения. Пушкина можно считать родоначальником современного русского литературного языка, но при этом следует учитывать целый ряд факторов:
Пушкин завершил длительную эволюцию литературного языка, используя все достижения русских писателей 18 – начала 19 века в области литературного языка и стилистики, совершенствуя все то, что сделали до него Ломоносов, Карамзин, Крылов, Грибоедов.
Пушкин дал наиболее совершенные образцы русского литературного языка 19 века (20-30-х гг), нормы которого остаются действующими, живыми для нашего времени.
Отбор и употребление всех языковых единиц Пушкиным были подчинены «чувству соразмерности и сообразности».
В период деятельности Пушкина завершился процесс разрушения жанровой обособленности содержания и формы художественного произведения.
Пушкин – основоположник новой стилистической системы русского языка.
Произведения Пушкина мы можем рассматривать как образцы языка художественной литературы в современном понимании этого термина, т.к. Пушкин выходит за пределы литературного языка, если этого требует жанр, тема и назначение произведения.
В сочинениях Пушкина за славянизмами окончательно закрепляются стилистические функции: создание исторического колорита («Полтава», «Песнь о вещем Олеге»); поэтических текстов патетического слога («Вольность», «Деревня»), воссоздание библейского («Пророк»), античного («Арион»), восточного колорита («Анчар»); создание комического эффекта, создание профессиональной характеристики героя («Борис Годунов», Варлаам).
Пушкин отстаивал права иноязычной лексики в русском литературном языке, в научной прозе, публицистике и в языке художественной литературы. Но при этом в своих текстах он допускает лексические заимствования только в том случае, если в русском языке им не было соответствий.
Карамзинские преобразования в области синтаксиса во многом подготовили пушкинскую реформу языка: простота синтаксических конструкций, сближение синтаксиса книжного и синтаксиса живой разговорной речи.