Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести толстой. мы видим, что главного героя николеньку окружают любящие его люди – маменька, гувернер карл иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка. все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив. конечно, в жизни николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. однако из них он делает правильные выводы. это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (вспомним эпизод с карлом ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с иленькой грапом) . это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней натальей савишной) . это и горькое открытие, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки) и так далее на страницах этого произведения ласковый, впечатлительный, совестливый, добрый николенька иртеньев радуется и плачет, надеется и разочаровывается, здесь описаны его победы и первые горькие потери. сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. как трогательна его забота об учителе карле ивановиче: «дай бог ему счастия, дай мне возможность ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать ». любит николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов. однако мальчики — не ангелы, и николенька, как и все его сверстники, и озорничает. но, совершив какой-нибудь проступок, «грех» , николенька искренне и глубоко раскаивается, переживает.
Во-первых, "Каменный цветок" - не рассказ, а сказ. Такой особый жанр, вроде как сказка (в основе - народный фольклор, различные поверья) , но в то же время реалистичный - в сказах Бажова повествуется о реальной жизни людей на Урале, о тяготах работы золотодобытчиков и мастеров-камнерезов, об их самодурах-хозяевах. А рассказы бабушки, воспитавшей Данилушку, играют решающую роль. Данилушка и сам по себе "...к травам-то любопытен - как эту зовут? где растет? какой цветок? Старушка ему и рассказывает". У бабушки он учится вниманию к деталям - вспомните, как он делал каменную чашу дурман-цветка, которая вышла совсем как живая. И потом, планируя другую, он приносил домой цветы и растения, пытаясь отыскать самую совершенную модель для своего нового изделия. Наконец, именно бабушка Вихориха рассказала Данилу про каменный цветок. "...А то еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит. - Чем, бабушка, несчастный? - А это, дитенок, я и сама не знаю. Так мне сказывали".
А рассказы бабушки, воспитавшей Данилушку, играют решающую роль. Данилушка и сам по себе "...к травам-то любопытен - как эту зовут? где растет? какой цветок? Старушка ему и рассказывает". У бабушки он учится вниманию к деталям - вспомните, как он делал каменную чашу дурман-цветка, которая вышла совсем как живая. И потом, планируя другую, он приносил домой цветы и растения, пытаясь отыскать самую совершенную модель для своего нового изделия. Наконец, именно бабушка Вихориха рассказала Данилу про каменный цветок. "...А то еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.
- Чем, бабушка, несчастный?
- А это, дитенок, я и сама не знаю. Так мне сказывали".