Итак, получив письмо от Марьи Ивановны, Гринёв решил ехать в Белогорскую крепость.
Вопросы к главе XI «Мятежная слобода»
1. Как Пётр Гринёв собирался распорядиться с оставшимися у него деньгами перед отъездом в Белогорскую крепость?
2. Почему Савельич едет вместе с Гринёвым? Что он сам об этом говорит?
3. По какой причине Савельич постоянно отставал?
4. Расскажите, как Гринёв и Савельич попали в плен? Почему Гринёв, сумевший скрыться от караульных Пугачёва, вернулся к ним?
5. Что караульные мужики называли «дворцом»? Почему?
6. С какими историческими лицами, кроме Пугачёва, знакомит нас автор в этой главе? Какое отношение они имели к Пугачёву?
7. Когда возник спор между наперсниками Пугачёва, как Пугачёв отреагировал на это? О чём попросил? Почему?
8. Какие мысли одолевали Петра Гринёва по дороге в Белогорскую крепость? Чего он опасался больше всего?
9. Найдите и прочитайте предложение, которое передаёт состояние Гринёва, когда он опасался за судьбу Марьи Ивановны.
10. Пугачёв рассказывает Гринёву калмыцкую сказку. О ней поговорим на уроке после каникул. Наизусть со слов «Однажды орёл спрашивал… до слов … а там что Бог даст». Рассказать до 13.11.2020г.
Вопросы к главе XII «Сирота»
1. Что имел в виду Швабрин, говоря Гринёву: «И ты наш? Давно бы так!»?
2. В каком состоянии нашли Марью Ивановну, войдя в её светлицу?
3. «Чего я опасался, то и случилось…» Что случилось? Почему Пугачёв милует и на сей раз?
4. Какие чувства испытывал Гринёв, прощаясь с Пугачёвым? Что больше всего хотелось Гринёву в эту минуту? (о чём он «пламенно желал»)
5. Почему эта глава называется «Сирота»?
Вопросы к главе XIII «Арест»
1. Что посоветовал Зурин Петру Гринёву, услышав его историю?
2. Какое решение принял Гринёв? Почему?
3. Как Гринёву удалось уговорить Савельича оставить его (Гринёва) и ехать с Марьей Ивановной?
4. Что мы узнаём о «состоянии края, разорённого бунтовщиками»? Какую оценку «русскому бунту» даёт автор?
5. «… странное чувство отравляло мою радость…» . Найдите в главе и объясните эту фразу.
6. «Вдруг неожиданная гроза меня поразила». Что случилось?
7. Почему Гринёв не боялся суда?
Беседа
— Что фантастично, что реально в этом сказе?
Реально крепостное право, реальна работа горняков до изнеможения («Этот и вовсе изробленный»), трусливые и жестокие приказчики и надзиратели Бажов описывает домашнее хозяйство рабочих и тяжелые условия труда в забое.
Фантастична встреча с Хозяйкой Медной горы, ее превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы в забое волшебных ящерок.
— Что предложила сделать Малахитница Степану? Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче? Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменну девку».
— Как исполнила Хозяйка свои обещания?
Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит освободиться из крепостного состояния, затем найти нужные глыбы для столбов.
— Как закончилась жизнь Степана?
— Какими словами вы можете охарактеризовать Степана?
Ученики назовут Степана честным, смелым, трудолюбивым, гордым, верным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка.
Кузница стояла на краю деревни. От неё, как от самовара, тянуло горьковатым дымком, и земля вздрагивала от звонких прерывистых ударов тяжёлого молота. Я с опаской заглянул внутрь кузницы и услышал, как с хрипом дышат кожаные мехи и в горне с лёгким свистом пробуждается огонь. Кузнец был раздет до пояса. Его тело блестело от пота. И на мокрой груди отражалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотком, откидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскалённого железа. И каждый раз отблеск на груди вздрагивал. И я решил, что это светится сердце кузнеца. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь.
Я показал маме светящееся сердце и спросил:
— Видишь сердце?
— Вижу,— отозвалась мама.
— Отчего оно светится?
Мама подумала и ответила:
— От работы.
—А если я буду работать, моё сердце будет светиться?— неожиданно спросил я.
— Будет.
1 цветом покажите свое отношение к прочитанной части. Обсудите в группе найдите совпадения.
ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
-ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТОТ ЦВЕТ, ОБЪЯСНИТЕ ПРИМЕРОМ ИЗ ТЕКСТА?
2 часть
Мои родители были трудолюбивыми. Я помню, как по утрам они собирались на работу. Торопливо пили чай. Поглядывали на часы, боялись опоздать. Мне тогда казалось, что они спешат на поезд или их ждут дела государственной важности. Может быть, они торопятся строить плотины, изобретать новые машины? Но работа у них была самая обычная: так я заключил из разговора родителей.
- ВЫПИШИТЕ 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ., которое отражает главное в этой части.
Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?
ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
3 часть
Как-то раз папа взял меня с собой на работу, в морской порт. Я увидел океанские корабли, краны с длинными, как у жирафов шеями, двухэтажные автомобили-лесовозы. В порту пахло морем и свежими досками. Рядом с огромными судами и кранами мой папа казался мне маленьким и тихим. Но когда я понял, что это по его воле огромные связки брёвен и досок легко взлетали над землёй и исчезали в глубоких трюмах корабля, мне он стал казаться огромным. Ладная красивая работа напоминала представление. Стало понятно, почему папа так торопится на работу, почему он и мама так любят работу.
Сделав это открытие, я очень удивился. Ведь раньше я думал, что самое прекрасное — ничего не делать. Со временем я задал себе вопрос: «Без чего не может жить человек?» «Без воздуха. Без воды. Без хлеба»,— сам себе ответил я.
Но оказалось, что человек не может жить и без труда.
Выписать предложение, которое отражает главное - «Без чего не может прожить человек?»
Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?
- Сколько == Есть ли у вас у вас совпадений (-я)
ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
4 часть
Труд. Какое это прекрасное слово! Труд. Трудиться. Не бояться трудностей. Не случайно во многих словах нашего языка «труд» является корнем.
Но «труд» — не только корень многих слов. Труд — корень всей нашей жизни.
(не обращай внимание на задания)