Итоговая контрольная работа по литературе 8 класс
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите номер (номера) правильного ответа
А1. Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?
а) повесть
б) пословица
в) народная песня
г) частушка
А2. Назовите героев преданий:
а) Ермак Тимофеевич
б) Николай Первый
в) Степан Разин
А3. Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»?
а) свинья
б) мартышка;
в) лошадь
А4. Кому из героев комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
а) Милону
б) Митрофану
в) Правдину
г) Цыфиркину
А5. Выберите трёх положительных героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
а) Госпожа б) Милон
в) Софья
г) Митрофанушка
д) Правдин
г) Вральман
А6. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?
а) Савельича
б) Петра Гринева
в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева
А7. От чьего имени ведётся повествование в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
а) А.С.Пушкина
б) Савельича
в) Маши Мироновой
г) Пётра Гринёва
А8. Узнай героиню по описанию.
«…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
а) Василиса Егоровна Миронова
б) Маша Миронова
в) Палашка
г) Екатерина II
А9. Каков эпиграф к поэме «Мцыри»?
а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».
б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
в) «Береги честь смолоду».
г) «Стрелялись мы».
А10. Какова форма поэмы «Мцыри»
а) рассказ героя
б) исповедь героя
в) рассказ автора о Мцыри
г) рассказ монаха о Мцыри
А11. Произведение «Ревизор» – это
а) комедия
б) роман
в) трагедия
г) драма
А12. Знакомством с каким писателем хвастается Хлестаков?
а) с Гоголем
б) с Пушкиным
в) с Лермонтовым
А13. Кто из героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?
а) Бобчинский
б) Хлестаков
в) городничий
А14. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?
а) по религиозным убеждениям
б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом
в) уехал за границу
А15. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа «История болезни»?
а себе сам»
б) «Выдача трупов с 3х до 4х»
в) «Помни о смерти!»
А16. Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»?
а) в разведку
б) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку
в) наладить сорванную переправу
А17. Кого обманул герой рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?
а) жену Веру
б) правительство
в) старого профессора, принимавшего экзамен
А18. Выберите произведение, написанное М.М. Зощенко.
а) «Жизнь и воротник»
б) «Кавказ»
в) «История болезни»
г) «Старый гений»
А19. Автором рассказа «Фотография, на которой меня нет» является
а) В. Г. Распутин
б) В.П. Астафьев
в) И.И. Пантелеев
Часть В. При выполнении заданий части В запишите ответ в виде слова, словосочетания, числа или пары №-буква.
В1. Цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее – это …
В2. Изобразительно-выразительное средство, основанное на сходстве предметов, – это…
В3. Построение художественного произведения – это …
В4. Произведение драматургического характера, предназначенное для театральных постановок, а также телевизионных и радиоспектаклей – это …
В5. Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите № - буква
А) Момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения
2. Развязка
Б) Начало конфликта, события, с которого начинается действие в художественном произведении
3. Завязка
В) Вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц
4. Экспозиция
Г) Разрешение конфликта в литературном произведении
5. Эпилог
Д) заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображённых событий
2
3
4
5
В6. Выберите правильную последовательность событий в «Капитанской дочке»
1. Буран в степи
2. Арест Гринёва
3. Захват Белогорской крепости Пугачёвым
4. Поездка Гринёва в Оренбург
5. Дуэль Гринёва со Швабриным
1. а) Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов.
б) "Куда ушел дедушка? "
в) Он всю жизнь землю пахал
г) я никогда не уморюсь
2 В тот год лето было сухое.
3 Мать Мити пахала паровое поле.
4 . Мать ночью испекла хлебы
5 Вечером мать пришла с пахоты
6 С утра Митя ходил по деревне
7 В родительском дворе был старый сарай
8 Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле
9 Он пошел один домой, а мать осталась на пашне.
10 Митя увидел учительницу
11 она сама стала работать одной рукой,
Задаваясь вопросом, исчезают ли мысли и переживания людей с их уходом или частью этого творческого потенциала наделяются потомки, поэтесса осознает родственность душ бабушки и внучки. Цветаеву объединяют с бабушкой «мятежные» черты характера, дух бунтарства.
Стихотворение «Бабушке» написано напоминающим ритм вальса трехстопным дактилем, смешанной рифмой. Цветаева использовала для написания произведения перекрестную рифму. В произведении преобладают открытые рифмы.
В стихотворении присутствует аллитерация, создающая эффект плавного скольжения танцевальной пары; также поэтесса использует ассонанс. Повторы гласных «е» и «и» придают лиричность и напевность произведению. При многократных (58 раз) повторов гласной «а» обозначается целеустремленность и твердость характера героини.
Большинство предложений стихотворения эмоционально окрашены: чувство печали и отдаленности создают односоставные, именные предложения. Цветаева ищет сходство с бабушкой, знакомой лишь по портрету, поэтому в небольшом по объему произведении используется четыре предложения-вопроса. Вопросы усиливаются восклицательными обращениями: «Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы?».
Стихотворение насыщено тропами и стилистическими фигурами: олицетворениями (прорва земли), повторами (бабушка, юная), эпитетами (ледяного лица, продолговатый и твердый овал, надменные губы), метафорами (жестокий мятеж в сердце, платья раструбы). Они использованы для передачи эмоционального состояния героини.