В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
sileeet
sileeet
09.01.2021 23:54 •  Литература

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1 задание.

Прочитайте отрывок из повести В.П.Катаева «Белеет парус одинокий» и выполните задания.

(1) Петя решил наскоро выкупаться. (2) Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл все на свете.

(3 )Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. (4) Он взошел на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна. (5)На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. (6)Но стоило только хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. (7) Там передвигались, то появляясь, то зарываясь в песок, крошечные кувшинчики рака-отшельника. (8)Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из него ракообразное - даже были крошечные клешни! - тельце моллюска.

(9)Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (10)Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. (11)Казалось, что она висит неподвижно. (12)Но это только казалось. (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта. (14)Щупальца шевелились. (15) Она косо уходила вглубь, как бы чувствуя приближающуюся опасность. (16)Но Петя настиг ее. (17)Осторожно - чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме, обжигающей, как крапива, - мальчик обеими руками схватил медузу за купол и вытащил увесистое, но непрочное ее тело из воды, с силой зашвырнул животное на берег. (18)Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой.

(20)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом - стал нырять с открытыми глазами. (21) Какое это было упоение! (22) На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. (23)Сквозь толщу воды, увеличенные, как в лупу, были явственно видны разноцветные камешки гравия. (24)Они покрывали дно, как булыжная мостовая. (25)Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца, бледного, как месяц.

(26) Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. (27)Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков. (28)Петя ничуть его не испугался. (29)Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (30)Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. (31)Тогда краб никак не сможет ущипнуть. (32)Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. (33)Пусть себе ползет, не велика редкость. (34)Гораздо интереснее казались морские коньки. (35)Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей. (36) С точеными мордочками и грудками - ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закрученным вперед, - они плыли стоймя, прямо на Петю, сверкая перепончатыми плавниками крошечных подводных драконов. (37)Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника.

(38)Сердце мальчика забилось от радости. (39)У него в коллекции был всего один морской конек, и то какой-то сморщенный, трухлявый. (40)А эти были крупные, красивые, один в одного. (41)Было бы безумием пропустить такой исключительный случай. (42)Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. (43)Но вдруг он увидел на обрыве отца. (44)Отец размахивал соломенной шляпой и что-то кричал. (45)Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело и стал взбираться наверх.

(По В.Катаеву)

Озаглавьте текст.

Определите тип речи текста.

Передайте содержание текста при предложений.

Как вы понимаете значение слова «мель» в предложении №3?

Замените слово «атласным» (предложение №2) стилистически нейтральным синонимом.

Укажите, какую метафору использует автор текста в предложении №7, изображая рака-отшельника.

В предложениях № 9-19 найдите и укажите пример использования сравнения.

При каких слов автор текста передает восторг Пети? Запишите эти слова.

Перечислите, какие обитатели подводного мира встретились Пете?

Напишите памятку безопасного купания в водоёмах.

Показать ответ
Ответ:
Dewerro
Dewerro
26.06.2022 13:19

чтобы подлизаться к училки конечно нужно ответить,что рассказ безумно понравился)))

Анализ произведения: (я напишу очень коротко что бы ты поняла ,я думаю ты сможеш дальше развить мысль) в рассказе "лапти" поднимается тема человеко любия.Тяжело болен мальчик, мать бессильна ребёнку, ветер, снег ,вьюга.. не позволяет прибегнуть к доктора, деревенский мужик Нефёд хочет выполнить странное желание мальчика - принести ему красные лапти, в пути Нефёд замерзает. Писатель пишет не об отдельной судьбе, а о состоянии мира в целом, стремится раскрыть всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, запахах и звуках. Красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, выступает как антитеза (противопоставление) чёрному и белому, это рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному мальчику. Красный – цвет пульсирующей крови и огня, используется для выражения волнения и взрывов эмоции, ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа. Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги на отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). И, наверно, такая сложная символика красного цвета (цвет жизни и цвет войны, опасности, смерти) и отразилась в бунинской характеристике видений бредившего ребёнка: “Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями”. В рассказе отражается представление Бунина о тайне человеческой жизни, в которой всё движется волей Господа, а не силой зла.
В рассказе Бунина речь идёт не только о противостоянии Нефеда и вьюги, но и противостоянии матери и сил природы ("непроглядной вьюги", “куда-то бешено несущегося степного моря”, “страшного снега”). Обе стороны столкнулись в битве за ребёнка, то есть воплощенные в природной стихии силы зла – и обращающиеся к Богу (“Господи Господи, защити!”), не имеющие возможности на свои силы люди, через которых и в действиях которых проявляется Промысел Божий. И понять эту тайну человеку невозможно. Самое важное – понять, что за смертью непременно идёт жизнь. ну вот впринципе чем могла тем удачи 

0,0(0 оценок)
Ответ:
lapysh1995
lapysh1995
29.11.2022 05:20

обломов и ольга

по традиции, сложившейся в , любовь становится испытанием для героев и выявляет новые грани характеров. этой традиции следовали пушкин (онегин и татьяна), лермонтов (печорин и вера), тургенев (базаров и одинцова), толстой (болконский и наташа ростова). затронута эта тема и в романе гончарова «обломов». на примере любви ильи ильича обломова и ольги ильинской автор показал, как раскрывается личность человека через это чувство.

ольга ильинская является положительным образом романа. это умная девушка с искренними, лишенными жеманства, манерами. она не пользовалась особым успехом в свете, по достоинству сумел ее оценить лишь штольц. андрей выделил ольгу среди других женщин, потому что «она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем жизни… и не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли…»

обломов, познакомившись с ольгой, прежде всего обратил внимание на ее красоту: «кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом». когда же обломов услышал ее пение, в его сердце пробудилась любовь: «от слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…» жажда жизни и любви, звучавшая в голосе ольги, отозвалась в душе ильи ильича. за гармоничной внешностью он ощутил прекрасную душу, способную на глубокие чувства.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота