Иван Рус Лит 1. Перечитайте эпизод о переправе (с. 175—176). Рассмотрите
иллюстрацию (с. 175). Оцените, насколько опасной была перепра-
ва. Каково состояние Гальцева? Боится ли Гальцев? С
каких деталей писатель и художник передают волнение героя?
2. Почему только в этой главе становится известна настоящая фа-
милия Ивана?
3. Перечитайте сцену прощания. Сопоставьте текст с иллюстраци-
ей (с. 178). Какие детали в повести и на иллюстрации передают
внутреннее напряжение каждого героя?
4. Какое место в развитии сюжета занимает глава 6
вся неразрывным образом связана с россии. наша страна обладает древней и богатой , в которой писатели видели истоки характера, образа жизни и мысли человека, истоки жизни. именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание нашей страны. так, а.с. пушкина интересовали сложные периоды и личности, которые коренным образом повлияли на развитие россии. в «песне о вещем олеге» поэт переносится в древние времена - его интересует эпоха правления первых князей на руси, время битв и славных побед. в каждой строке этого произведения чувствуется гордость пушкина за свою отчизну, любование ее , традициями, культурой: как ныне сбирается вещий олег отмстить неразумным хозарам, их селы и нивы за буйный набег обрек он мечам и … но «песнь» - не только восхищение славной древней руси. на этом материале пушкин рассуждает о сложной философской проблеме - о роли судьбы в жизни каждого человека. поэт показывает, что перед роком все равны, а личности, которые дерзают совершать великие поступки, - особенно. олегу было суждено умереть от своего коня. это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был. в трагедии «борис годунов» пушкин обращается к смутного времени на руси (16 век). в это время не было законного наследника на российский престол. на него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников. россию раздирали кризисы – политические, , народные. все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки. в этот сложнейший период страной правил боярин борис годунов. в своем произведении пушкин показал смутную обстановку в россии, отразил поход лждедмитрия i, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее. но, как всегда у пушкина, сложные события – это фон для решения глубоких человеческих проблем. они связаны и с образом бориса годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). кроме того, пушкин исследует в этой трагедии истоки характера народа, который привык подчиняться и молчать. крылатой стала фраза из «бориса годунова»: «народ безмолвствует». в поэме «медный всадник» пушкин обращается к эпохе петра i и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на россию и жизнь человека. безусловно, поэт отдает должное заслугам петра – именно он превратил россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире: сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе. но каковы были методы этого человека? пушкин показывает, что петербург – один из красивейших городов мира – был построен на костях и крови. больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей. именно это подтверждает нам жизни главного героя поэмы – чиновника евгения. одно из наводнений, которые столь часты в петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. безумный евгений винит в своих бедах петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей. м.ю. лермонтов в своем творчестве также часто обращался к россии. в ее славном прошлом он видел былое величие страны и народа. лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников. в стихотворении «бородино» это выражено наглядно: да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы! в этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в отечественной войне 1812 года. именно здесь, по мнению лермонтова, проявились все лучшие качества народа, которые победить «великого и ужасного» наполеона. и главное из них – любовь к родине, готовность отдать за нее жизнь: и молвил он, сверкнув очами: «! не москва ль за нами? умремте же под москвой, как наши братья умирали! » и умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в бородинский бой. в «песне про купца калашникова» лермонтов переносится в далекие времена правления ивана грозного. автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. на этом фоне разворачивается борьба главного героя – купца калашникова – с опричником киребеевичем. в справедливом бою калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье. этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому грозному. калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью. таким образом, произведения пушкина и лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и познать россии. эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
подробнее - на -