Детство… Что же это? Словари подсказывают нам, что это один из периодов жизни человека. Но этого мало, чтобы определить столь широкое понятие. Детство - это прежде всего наши мечты, идеалы. Летом, радуясь жаркому солнцу, мы мечтали о том, лишь бы оно длилось как можно дольше. И как же мы наслаждались чудесным вкусом шоколадного мороженого! Осенью мечтали о зиме, когда можно беззаботно поваляться в снегу и ощутить «запах снега», любоваться блеском снежного покрова в вечернее время. Детство нашего молодого поколения было счастливым. Ведь у нас было всё, что нужно любому ребенку: любящие родные и близкие, наши друзья, общение с которыми крепло год от года. Нам было интересно смотреть кукольные спектакли, и мы смеялись вместе с кукольными героями, переживали с ними! Закрывая глаза, мы невольно переносились в сказочный мир и верили в чудеса! Детство для нас было временем, когда каждый ребенок создавал себе кумиров, так называемых идеалов для подражания. Радует, что мы выросли мирное время, когда никто не мог потревожить этот чудесный «сон». А каковы воспоминания тех, чье детство было связано с Великой Отечественной войной? О чем же были их мечты? Задаваясь этим вопросом, перелистываю сборник документальных рассказов «Дети военной поры». Перед глазами встает страшная картина: женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И вот матери видят, как на него пикирует самолет со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья. Лишь белые панамки плывут по воде. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В эти трудные годы наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. Когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Читая в этой книге про мальчишек, которые были разведчиками, токарями, пахарями, поэтами, защитниками убеждаешься в том, что они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Фронт, партизанский край, тыл. Эвакуация, оккупация, потери, поиски, встречи через десятилетия… Истории военных и послевоенных лет, сюжеты драматические и почти детективные. Судьбы тех, кого война застигла в младенчестве, и тех ребят военной поры, которые сами давно уже стали бабушками и дедами, но в жизни которых ее черный след тянется и сейчас. Из всего этого складывается не просто объемная картина, а целая панорама войны с детьми на переднем плане жизни у всего воюющего народа. Выживут они – выживет народ, его история, идеалы, будущее! Они отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начинаться с книг и тетрадей, игр и праздников. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. Война на время разрушила этот закон, но она же и доказала: когда страна в самых трагических обстоятельствах, на пределе возможностей считает своей важнейшей исторической миссией детства, она победит все! И сегодня, спустя 65 лет, мы должны сохранять мир, который отстоял русский народ в те страшные годы. Это должно быть главной миссией жизни человечества! Недаром в известной детской песни поется: Мы не дадим стать пеплом и золой Тому, что красотой земной зовется. Пусть будет мирным небо над землей, Пусть вечно детство звонкое смеется!
Повесть «кавказский пленник» . это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа кавказа. оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. повествование ведется от лица рассказчика. основные события группируются вокруг приключений офицера жилина, который попал в плен к горцам. сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. напряженно и драматично изображается побег жилина, торопившегося скрыться затемно: «он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем» . основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные жилин и костылин. даже внешность их обрисована контрастно. жилин и внешне энергичен, подвижен. «на всякое рукоделье мастер был» , «хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. а в облике костылина на первый план л. толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел» . контрастно показаны не только жилин и костылин, но и быт, обычаи, люди аула. жители изображаются так, как видит их жилин. в облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка» . вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки дины. в дине подмечены черты искренности, непосредственности. она села на корточки, начала камень выворачивать: «да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. бросила камень, заплакала» . эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней жилину. «кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в « книгах для чтения» . в нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. л. н. толстой внес значительный вклад в развитие детской . произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. в советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов толстого. они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. произведения л. толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. они входят в программу дошкольного воспитания. рассказы толстого для детей выходят в сериях «мои первые книжки» , «книга за книгой» , «школьная библиотека» и др.