Из каких произведений взяты эти строки? назовите автора.
а) тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
тронулася лошадка с возом в путь;
но, только под гору она перевалилась,
воз начал напирать, телега раскатилась:
коня толкает взад, коня кидает вбок;
пустился конь со всех четырех ног
на славу;
по камням, рытвинам пошли толчки,
скачки,
левей, левей, и с возом - бух в канаву!
б) страшась вступить с героем в бой,
кучум к шатрам, как тать презренный,
прокрался тайною тропой,
татар толпами окруженный.
мечи сверкнули в их руках —
и окровавилась долина,
и пала грозная в боях,
не обнажив мечей, дружина…
2
соотнесите название произведения и его автора:
1.а.с.пушкин а.с. а) «бородино»
2.д.и.фонвизин д.и. б) «смерть ермака»
3.к.ф.рылеев к.ф. в)« пугачевского бунта»
4. м.юлермонтов м.ю.. г)«недоросль»
3
укажите жанры произведений:
1.к.ф.рылеев «смерть ермака» -
2.м.ю.лермонтов «мцыри» -
3.а.с.пушкин «капитанская дочка» -
4.и.а.крылов «обоз» -
4
как связаны между собой и ? какие важные события были воспроизведены писателями в произведениях, прочитанных вами на уроках в этом году? назовите не менее двух произведений в ходе своего рассуждения.
часть в. выбери верный вариант ответа
* к какому типу песен относится песня «пугачев в темнице»?
1); 2) лирическая; 3)хороводная; 4)календарная.
* какому жанру принадлежит произведение к.ф. рылеева «смерть ермака»?
1) поэма; 2)дума; 3)роман в стихах; 4) рассказ.
* фамилию какого полководца аллегорически воспроизвел в образе «доброго коня» и.а. крылов (басня «обоз»)?
* а.в. суворова; 2) м.и. кутузова; 3) с.ф апраксина; 4) а. невского.
* какое стихотворение а.с. пушкина посвящено открытию царскосельского лицея?
* «туча»; 2)я помню чудное мгновенье»; 3) «19 октября 1811 года»; 4) «к чаадаеву».
* что в переводе с грузинского означает слово «мцыри» (по одноименной поэме м.ю. лермонтова)?
* юноша; 2) горец; 3) монах; 4) послушник, которого готовят в монахи.
* в каком из изученных вами произведений встретились «говорящие фамилии»?
* «обоз» и.крылова; 2)«капитанская дочка» а.пушкина; 3) «недоросль» д.фонвизина; 4) «мцыри» м.лермонтова.
7.к жанру сатиры относится следующее произведение:
1)житие александра невского; 2) предание о пугачеве; 3) предание о покорении сибири ермаком; 4) повесть о шемякином суде.
8.кто такой ермак, которого воспел в своей думе «смерть ермака» к.ф. рылеев:
* великий полководец; 2) разбойник; 3) казак-бунтовщик, выдававший себя за императора петра третьего; 4) покоритель сибири.
9.какие события затронуты в басне «обоз» и.а. крылова?
* крымская война; 2) первая мировая война; 3) отечественная война 1812 года; 4)война со .
10.назовите род , к которому относится произведение а.с. пушкина «капитанская дочка»:
* рассказ; 2) роман; 3) поэма; 4) предание.
11.какому направлению принадлежит поэма «мцыри» м.ю. лермонтова?
* реализм; 2) романтизм; 3) классицизм; 4) сентиментализм.
.
12.что означает слово «недоросль» (по одноименной комедии д.фонвизина)?
* человек небольшого роста; 2) необразованный человек; 3) дворянин, не получивший документ об образовании и не поступивший на военную службу; 4) недоразвитый человек.
в 1. примеры двух-трёх крылатых выражений из комедии н.и. фонвизина «недоросль».
в 2. что имеют виду люди, называя некоторых личностей «митрофанушками» или «недорослями»? свое мнение обоснуйте.
часть с
1.найдите наиболее полное объяснение понятия «» в ?
1)герои произведений - только личности.
2)все события связаны с нашей страны, развитием государства.
3)события и герои предстают на фоне большого полотна. некоторые писатели затрагивали проблемы не только , но и всемирной .
4)такую пишут только .
5)события, описываемые в такой , носят фантастический характер.
2.песни, связанные с явлениями природы и трудом крестьян:
1)любовные
2)календарные
3)
4)семейные
3.причитания - плачи входят в группу:
1) песен
2)обрядовых песен
3)календарных песен
4)бытовых песен
4.назовите жанр произведения «о покорении сибири ермаком»:
1)басня
2)сказка
3)предание
4)повесть
5.описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской веры - это …
1)житие
2)воинская повесть
3)рассказ
4)летопись
6.в чем особенность демократической 17 века?
1) эта исключительно политической направленности.
2) эта создавалась в народной среде и отражала представления народа о суде, правде, смысле жизни.
3) эта о христианских заповедях.
4) , рассказывающая об событиях.
7.что обозначает выражение «шемякин суд»?
1) суд богатых над бедными
2) несправедливый суд
3) жестокий суд
4) комичный суд
Михаил Васильевич Ломоносов
Прижизненное изображение, 1757[1]
Дата рождения 8 (19) ноября 1711[2][3]
Место рождения деревня Мишанинская[4] (ныне — село Ломоносово),
Архангелогородская губерния,
Русское царство
Дата смерти 4 (15) апреля 1765[2][3] (53 года)
Место смерти
Санкт-Петербург, Российская империя[3][5][6]
Страна
Российская империя
Научная сфера естествознание, химия, физика, минералогия, история, филология, металлургия, опто-механика, астрономия
Место работы Академия наук и художеств (c 1747 — Императорская Академия наук и художеств)
Альма-матер
Марбургский университет (1739)[3]
Славяно-греко-латинская академия (1734)[3]
Киево-Могилянская академия (1735)
Академический университет Петербургской Академии наук (1736)
Учёное звание академик СПбАН
член Академии художеств
почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук
Научный руководитель Христиан фон Вольф
Известен как учёный-энциклопедист, основатель Московского университета
Подпись
Цитаты в Викицитатнике
Произведения в Викитеке
Михаил Васильевич Ломоносов на Викискладе
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 [19] ноября 1711[7], деревня Мишанинская[4] (ныне — село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство — 4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя). Первый великий русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня.
Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis): энциклопедист, физик и химик (он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований[8][9][10]; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[11]).
Основоположник научного мореплавания и физической химии[12]; заложил основы науки о стекле.
Астроном (так, открыл наличие атмосферы у планеты Венеры[13][14][15]), приборостроитель, географ, металлург, геолог. Также поэт, художник, историк, филолог и генеалог; поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики (разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь).
Статский советник, профессор химии (1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук (1745) и почётный член Королевской Шведской академии наук.
А. И. Герцен так написал о времени, наступившем
после разгрома восстания декабристов: «Душой всех
мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна
лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в
долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала
эпоху наполняла мужественными звука-
ми настоящее и посылала свой голос отдалённому
будущему» .
Центральное событие стихотворения А. С. Пуш-
кина «Арион: — «вихорь шумный», который раз-
бил корабль и унёс жизни кормщика и пловцов.
Так метафорически изобразил поэт восстание своих
друзей-декабристов и его разгром.
В основу стихотворения положен известный древ-
негреческий миф о певце Арионе, который, путеше-
ствуя по свету, исполнял перед знатной публикой
лирические баллады. Для того чтобы приблизить миф к современным
событиям, Пушкин изменил его. В мифе корабель-
щики — враги Ариона, а у Пушкина Арион — член
команды. В мифе Арион был дельфином, а
у Пушкина после гибели корабля он «на берег вы-
брошен грозою » .