Из произведения «Июль»
- Какое настроение вызывает у нас это
стихотворение?
- Кто же является главным героем
стихотворения?
- Как автор называет своего героя?
-Если бы не было названия стихотворения,
смогли бы мы понять о ком или о чём идёт
речь?
- Когда мы смогли понять, кто герой этого
произведения?
-Какими качествами обладает наш герой?
-Кто может быть наделён такими
качествами?
- С какими действиями героя мы
сталкиваемся?
-
Какое
средство
художественной
выразительности является главным в этом
стихотворении?
-Как вы думаете, о чём это стихотворение?
Перечитайте это стихотворение,
попробуйте разделить его на части.
Сколько получилось частей?
-Какие картины рисует автор в первой
части?
-Меняется ли картина во второй части
стихотворения и каким образом?
– Каким словом назван приход лирической
героини?
-Какой видит автор свою героиню?
Пьеса Дениса Фонвизина "Недоросль" была написана в 1792 году, то есть в Эпоху Просвещения. В то время тема воспитания достойного человека и гражданина была одной из самых популярных тем для обсуждения в кругу передового дворянства. Неудивительно, что одной из самых актуальных проблем, поднятых в комедии, стала проблема воспитания.
Как известно, во все времена образование и воспитание человека напрямую зависят от его семьи и ближайшего окружения. Семья Митрофана Простакова, главного героя комедии - яркий тому пример. Его родители и дядя (Скотинин - брат госпожи Простаковой) не просто необразованы: они неграмотны, не умеют даже читать. Причем речь идет о людях привилегированного класса - дворянах. Люди, которым дана власть над жизнями людей - неграмотны, невежественны и грубы. И в этом состоит проблема, об этом Фонвизин хотел сказать своему читателю и зрителю.
Более того, они и не желают учиться, не понимают пользы наук: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» «Зачем учить географию? А извозчики-то на что? Это их дело». Они лепят из юного Митрофана Простакова свою копию, и с большим успехом. Это явно видно по поведению и речи 16-летнего Митрофана.
Простакова безумно любит сына, и ее любовь морально калечит его. Он не желает учиться, и мать его поддерживает: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань». Учителям совершенно все равно, что их ученик ничего не знает. Да учителя и сами хороши: Кутейкин не окончил семинарии, а немец Вральман и вовсе оказался бывшим кучером Стародума. Только Цыферкин, отставной сержант, расстроен тем, что так и не смог научить Митрофанушку арифметике: «Дал мне бог ученика боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет».
Современники Фонвизина прекрасно понимали, что таких молодых людей по всей России множество. Кто вырастет из таких митрофанушек? Только скотинины и простаковы... Такие люди не могут принести пользы Отечеству. Именно поэтому автор поднял в своей комедии тему воспитания.