За словами рассказчика ощущается и авторский голос. Рядом с просторечной лексикой возникает и книжная речь, литературные обороты: «поле грозной сечи», «ночная пала тень», «сражен булатом» и т. д. Точнее говоря, голос автора незаметно сливается с рассказом ветерана, образуя сложное стилистическое единство, подчеркивающее значительность происходящих событий. Исторически и психологически правдивый образ старого солдата, выражавший обобщенное сознание народа, являлся художественным открытием Лермонтова. Л. Толстой назвал «Бородино» зерном «Войны и мира»Однако в «Бородине» была еще одна мысль, повторенная дважды. Белинский считал ее основной идеей стихотворения: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому столь полному славы и великих дел». Отмеченное критиком противопоставление особенно остро ощущается при сравнении «Бородина» с гениальной «Смертью Поэта».
Еще Ломоносов сказал, что Бог дал человеку для познания Себя две книги: Священное Писание и природу. Только вот человек-то из преобразителя природы по образу Божиему стал всемирной язвой, приведшей мир почти на грань катастрофы. поэтому главные уроки природы: 1. величие Творца (кстати, по греч. Поэт) ; 2. как преобразить свою душу, чтобы преображать и природу. Природа мудра и ее мудрость говорит: не расслабляйся, а то съедят. Съедят по мудрому природному закону, основанному на принципе пищевых цепочек. Это касается всех живых тварей.
1. величие Творца (кстати, по греч. Поэт) ;
2. как преобразить свою душу, чтобы преображать и природу.
Природа мудра и ее мудрость говорит: не расслабляйся, а то съедят. Съедят по мудрому природному закону, основанному на принципе пищевых цепочек. Это касается всех живых тварей.