Подлинным героем романа “Война и мир” является русский народ. Защищая родную землю от наполеоновского нашествия, русские проявили исключительный героизм, мужество, стойкость и выдержку. Л. Н. Толстой глубоко верил в это и считал, что основная сила - это народная сила, источником которой был народный патриотизм. Народ в романе появляется всегда, когда речь идет о судьбе всей армии. Толстой описал все этапы войны, начиная с того момента, когда народ начинает собирать силы, до той минуты, когда “дубина народной войны” обрушилась на голову врага. В каждом витке войны автор показывает новый этап развития народного сознания. Толстой показал, как зарождается чувство оскорбления, как зреет месть, как к концу войны ненависть сменяется на презрение и жалость. Рассказать правду о войне очень сложно. Новаторство автора связано не только с тем, что он изобразил человека на войне, а главное, что он открыл героику войны, представив ее как будничное дело и одновременно испытание душевных качеств, сил человека. И законно то, что носителями настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей. Тушин - это простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. Его трудно отличить от солдат. Тушин живет с солдатами одной жизнью, ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Во время сражений он не знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела. На своей батарее Тушин преобразился до неузнаваемости: несмотря на свое худощавое телосложение, он напоминал богатыря. Капитан был поглощен боем, видел только свои орудия и неприятеля, составлял единое целое со всей батареей: пушками, людьми, лошадьми. Тушин называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится даже, что это он бросает ядра в неприятеля. В этот момент все его счастье и горе, любовь и ненависть, радость и печаль неразрывно связаны с битвой, орудиями, дымом, товарищами и неприятелем. Иногда даже создается впечатление, что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится на своей позиции под натиском неприятеля и без всякого прикрытия только благодаря железной воле и непоколебимой самоотверженности своего капитана. Дух батареи, который воплощен в Тушине, заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что отступающую армию, но не сознают своего собственного героизма. Именно эта изнуренная и чуть живая от постоянных атак врага батарея сыграла одну из ключевых ролей в сражении. И что же получил капитан Тушин взамен погибших товарищей и разбитых орудий? Увы, лишь недовольство начальства стало наградой героям. Когда Тушин входит в штаб, мы по его неловкости и пренебрежению высоких чинов понимаем, что он здесь чужой, что группа генералов и адъютантов существует отдельно от того, что было на поле боя. Подвиг его батареи не замечен; к награде будут представлены люди, чье геройство подтверждено адъютантами и офицерами, не бывшими в тот день под пулями. Но капитан не пытается оправдаться - иначе будет наказан командир его прикрытия. И только Андрей Болконский, выводивший орудия вместе с Тушиным воинскую честь батареи. Этот случай поразил князя Андрея. Происходящее в армии было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся. Князь Андрей увидел карьеризм, измену союзников, мелочность, трусость, ложь — словом, все то, от чего он бежал на войну. И, конечно, особое значение в этом прозрении, соприкосновении с реальной жизнью имеет встреча с капитаном Тушиным.
Рассказать правду о войне очень сложно. Новаторство автора связано не только с тем, что он изобразил человека на войне, а главное, что он открыл героику войны, представив ее как будничное дело и одновременно испытание душевных качеств, сил человека.
И законно то, что носителями настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей.
Тушин - это простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. Его трудно отличить от солдат. Тушин живет с солдатами одной жизнью, ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Во время сражений он не знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела.
На своей батарее Тушин преобразился до неузнаваемости: несмотря на свое худощавое телосложение, он напоминал богатыря. Капитан был поглощен боем, видел только свои орудия и неприятеля, составлял единое целое со всей батареей: пушками, людьми, лошадьми. Тушин называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится даже, что это он бросает ядра в неприятеля. В этот момент все его счастье и горе, любовь и ненависть, радость и печаль неразрывно связаны с битвой, орудиями, дымом, товарищами и неприятелем.
Иногда даже создается впечатление, что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится на своей позиции под натиском неприятеля и без всякого прикрытия только благодаря железной воле и непоколебимой самоотверженности своего капитана. Дух батареи, который воплощен в Тушине, заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что отступающую армию, но не сознают своего собственного героизма. Именно эта изнуренная и чуть живая от постоянных атак врага батарея сыграла одну из ключевых ролей в сражении.
И что же получил капитан Тушин взамен погибших товарищей и разбитых орудий? Увы, лишь недовольство начальства стало наградой героям. Когда Тушин входит в штаб, мы по его неловкости и пренебрежению высоких чинов понимаем, что он здесь чужой, что группа генералов и адъютантов существует отдельно от того, что было на поле боя. Подвиг его батареи не замечен; к награде будут представлены люди, чье геройство подтверждено адъютантами и офицерами, не бывшими в тот день под пулями. Но капитан не пытается оправдаться - иначе будет наказан командир его прикрытия. И только Андрей Болконский, выводивший орудия вместе с Тушиным воинскую честь батареи.
Этот случай поразил князя Андрея. Происходящее в армии было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся. Князь Андрей увидел карьеризм, измену союзников, мелочность, трусость, ложь — словом, все то, от чего он бежал на войну. И, конечно, особое значение в этом прозрении, соприкосновении с реальной жизнью имеет встреча с капитаном Тушиным.
№ 1. Назовите жанр произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро»:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.
№ 2. В основе произведения лежит:
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя в тайге.
№ 3. Васютка бродил по лесу:
а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.
№ 4. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» - автор использует:
а) сравнение; б) антитезу (противопоставление); в) метафору.
№ 5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка.
№ 6. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.
№ 7. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
а) его заметили с бота; б) его не заметили с бота; в) он был очень рад рыбакам.
№ 8. Родные Васютки:
а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его; в) продолжали искать и надеяться.
№ 9. Главному герою удалось в лесу благодаря:
а) богатой таежной природе; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.
№ 10. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:
а) «С тайгой надо дружить!» б) «Тайга хлипких не любит!» в) «В тайге одному делать нечего!»
№ 11. О чем говорил старинный порядок, когда идёшь в лес?
а) идёшь в лес - бери ружьё! б) идёшь в лес - бери компас! в) идёшь в лес - бери еду и спички!
№ 12. Какую птицу убивают с собаки?
а) глухаря; б) кедровку; в) утку.
№ 13. Если на небе появляются звёзды – что это предвещает, по словам деда?
а) холодную погоду; б) дождь; в) тепло.
№ 14. Кто такая Ольга Фёдоровна?
а) мама Васютки; б) учительница; в) бабушка.
№ 15. Как звали старшину рыбосборочного бота?
а) Сан Саныч; б) Игорь Петрович; в) дяденька Коляда.
№ 16. Сколько дней родители искали Васютку?
а) неделю; б) 3 дня; в) 5 дней.
№ 17. Почему ворчал дедушка Афанасий: «Нету нам нынче фарту»?
а) «Оскудел батюшко Енисей»? б) «рыбаки ушли в низовья»; в) рыба ушла в глубину из-за частых осенних дождей.
№ 18. Каких птиц не любил Васютка?
а) кедровок; б) глухарей; в) дятлов.
№ 19. Почему «отчаяние охватило «Васютку?
а) «Стыла взмокшая одежда»; б) одолели комары; в) «затесей всё не было и не было».
№ 20. Чем прославилось небольшое таёжное озеро, которое и «не отыщешь на карте»?
а) его нашёл великий землепроходец; б) его нашёл тринадцатилетний мальчик; в) здесь зимовали рыбаки из бригады Григория Афанасьевича.
№ 21. Почему несказанно обрадовался Васютке, увидев подбитую им утку?
а) он был очень голоден; б) он попал в цель без промаха; в) он понял, что озеро проточное
Ключ к тесту:
1). а.
2). в.
3). а.
4). а.
5). б.
6). б.
7). в.
8). б.
9). в.
10). б.
11). в.
12). а.
13). а.
14). б.
15). в.
16). в.
17). а.
18). а.
19). в.
20). б.
21). в.
Объяснение: