көмектесші «5 W» тәсілін қолданып, тақырып мазмұны бойынша қарапайым
сұрақтар құрастырыңдар. «Кім?» («Who?»), «Не?» («What? »), «Қай-
да?» («Where?»), «Қашан?» («When?»), «Не үшін?» («Why?») деген
сұрау есімдіктерін қолданыңдар.
Ақын шығармашылығы туралы сұхбат құрыңдар.
Хрестоматияда берілген толық нұсқасын пайдаланып, «Батыр Баян»
поэмасының мазмұнын мәтін түрінде қарасөзбен беріңдер.
«Қазақфильм» қорынан «Батыр Баян» фильмін көріңдер. Фильм
мазмұны мен ақын шығармасы туралы ой бөлісіңдер.
Поэма кейіпкерлері туралы кестені толтырыңдар.
Абылай хан
Баян батыр
Ноян
Қалмақ қызы
Қандай?
объяснение:
первыми идут смутные воспоминания младенчества: кормилица, продолжительная тяжёлая болезнь, новый дом. чаще всего в памяти всплывает образ дороги и матери, любившей серёжу больше других детей. после болезни серёжа стал восприимчивым и пугливым. мальчик был увлечён чтением. мама, из последних сил выходившая сына, стала себя плохо чувствовать, и вместе с отцом уехала лечиться в оренбург. дети были отправлены к деду в багрово. серёже здесь не нравится: дед был подвержен вспышкам гнева и прохладно относился к внуку, считая его «маменькиным сынком».
вновь длинная дорога и дети оказываются дома. вскоре серёжу начинают учить письму. отец покупает землю в сергеевке, куда они и переезжают на лето. автор часто вспоминает книги, подаренные ему в детстве. он начинает выдумывать всякие , забавляя этим маму и несколько пугая отца.
заболевает дед, и семья отправляется в багрово. сережу мучают предчувствия. почти сразу после их приезда, дед умирает, а мальчик задумывается о страдании. мама чуть не умирает во время рождения еще одного сына. вскоре они насовсем переезжают в багрово. бабушку, гневную старушку, внук так и не смог полюбить. в деревне мальчика ждут яркие впечатления: первая весна, полевые работы, природа.
осенью багровы едут в гости в чурасово, и отец обещает бабушке вернуться к праздникам, но они задерживаются. отец видит дурной сон и наутро становится известно о плохом самочувствии бабушки. в спешной дороге обратно вся семья чуть не тонет в реке при переправе. бабушка серёжи умирает в тот же день, и её смерть потрясает всех.
позже багровы едут в казань, планируя побыть там недолго, но в итоге это станет поворотным моментом: именно тут серёжа пойдёт учиться в гимназию, что станет началом самого значимого периода в жизни аксакова.
аксаков в своем произведении раскрыл процесс психологического и нравственного формирования своей личности.
главные герои
главные героисережа багров - маленький мальчик, добрый, любящий, открытый.
другие персонажи
отец - заботливый, мягкий, семейный мужчина.
мать – болезненная, немного нервная женщина, любящая сережу больше других детей.
сестра – младшая сестренка сережи, которая любит своего братца.
бабушка и дедушка – родители отца, старые, строгие люди.
прасковья ивановна куролесова – тетка отца, богатая, властная, но добрая женщина.
моё мнение:
это не рассказ, а повесть, причём биографическая, а учит (не люблю, когда на художественное произведение смотрят так примитивно, но понимаю, что такие некорректные в школе) она быть внимательнее к детям, к их восприятию окружающего мира, к их неумению делить первые жизненные впечатления на главные и второстепенные.