Нельзя не согласиться с Гончаровым. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Грибоедов описывает лишь один день в доме Фамусова, однако затрагивает почти все аспекты жизни своих героев.
Сначала о Чацком. Пьеса писалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни. Свобода личности — это мотив написания комедии Грибоедова. И свобода от устарелых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его, к сожалению, немногочисленные единомышленники стремятся изменить представление персонажей фамусовского общества, или «века минувшего» , о вышеперечисленных понятиях. Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. В то же время Чацкий хочет служить отечеству, «делу, а не людям» . Он ненавидит все : рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство, подхалимство.
Теперь о фамусовском обществе. Оно представляет собой массу людей, которые ищут лишь чинов, «денег, чтоб пожить» , не любви, а выгодной женитьбы. Их мечта, как говорит Фамусов, «забрать все книги бы да сжечь» .
Главным представителем этого общества, как следует из названия, является Павел Афанасьевич Фамусов, который занимает высокий пост. Но службой он практически не занимается, только подписывая бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов ценит в людях чины и богатство, поэтому ищет для своей дочери соответствующую пару. «Кто беден, тот тебе не пара» , - внушает он Софье. Таким образом, Грибоедов создает у читателя отрицательное впечатление о представителях «века минувшего» в целом, и о Фамусове в частности.
Еще один персонаж «века минувшего» – Молчалин. Его совершенно четко характеризует следующая реплика:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный образ подлеца, «низкопоклонника и дельца» , пока еще мелкого негодяя, который может, однако, дойти до «степеней известных» .
Существует еще много представителей фамусовского общества в пьесе, интересы которых, как мне кажется, во многом схожи с интересами Фамусова и Молчалина: Скалозуб, Хрюмины, Хлестова, Горичи и другие.
Репетилов выступает как своеобразная пародия на Чацкого, на его взгляды и идеи. Немаловажную роль играют несценические персонажи, которые показывают, что Чацкий не одинок в своих взглядах. Это, например, племянник княгини Тугоуховской, двоюродный брат Скалозуба.
Все это окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, Софья, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетни о его сумасшествии. Вот результат: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или победа? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, однако Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная» , но в то же время всегда победительная.
Итак, в центре комедии мы видим конфликт между здравомыслящим человеком и консервативным большинством.
Н. В. Гоголь, отвечая на упреки критиков, что в пьесе «Ревизор» нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе; это честное, благородное лицо был — смех» . И далее Гоголь выступает его защитником: «Нет, смех значительней и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, — но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека» . Именно такой смех вызывает Гоголь своим «Ревизором» .
«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без
которого не было бы комедии, а, была бы,
, картина нравов» .
(И. А. Гончаров)
Нельзя не согласиться с Гончаровым. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Грибоедов описывает лишь один день в доме Фамусова, однако затрагивает почти все аспекты жизни своих героев.
Сначала о Чацком. Пьеса писалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни. Свобода личности — это мотив написания комедии Грибоедова. И свобода от устарелых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его, к сожалению, немногочисленные единомышленники стремятся изменить представление персонажей фамусовского общества, или «века минувшего» , о вышеперечисленных понятиях. Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. В то же время Чацкий хочет служить отечеству, «делу, а не людям» . Он ненавидит все : рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство, подхалимство.
Теперь о фамусовском обществе. Оно представляет собой массу людей, которые ищут лишь чинов, «денег, чтоб пожить» , не любви, а выгодной женитьбы. Их мечта, как говорит Фамусов, «забрать все книги бы да сжечь» .
Главным представителем этого общества, как следует из названия, является Павел Афанасьевич Фамусов, который занимает высокий пост. Но службой он практически не занимается, только подписывая бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов ценит в людях чины и богатство, поэтому ищет для своей дочери соответствующую пару. «Кто беден, тот тебе не пара» , - внушает он Софье. Таким образом, Грибоедов создает у читателя отрицательное впечатление о представителях «века минувшего» в целом, и о Фамусове в частности.
Еще один персонаж «века минувшего» – Молчалин. Его совершенно четко характеризует следующая реплика:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный образ подлеца, «низкопоклонника и дельца» , пока еще мелкого негодяя, который может, однако, дойти до «степеней известных» .
Существует еще много представителей фамусовского общества в пьесе, интересы которых, как мне кажется, во многом схожи с интересами Фамусова и Молчалина: Скалозуб, Хрюмины, Хлестова, Горичи и другие.
Репетилов выступает как своеобразная пародия на Чацкого, на его взгляды и идеи. Немаловажную роль играют несценические персонажи, которые показывают, что Чацкий не одинок в своих взглядах. Это, например, племянник княгини Тугоуховской, двоюродный брат Скалозуба.
Все это окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, Софья, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетни о его сумасшествии. Вот результат: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или победа? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, однако Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная» , но в то же время всегда победительная.
Итак, в центре комедии мы видим конфликт между здравомыслящим человеком и консервативным большинством.
НЕ БЛАГОДАРИ
Н. В. Гоголь, отвечая на упреки критиков, что в пьесе «Ревизор» нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе; это честное, благородное лицо был — смех» . И далее Гоголь выступает его защитником: «Нет, смех значительней и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, — но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека» . Именно такой смех вызывает Гоголь своим «Ревизором» .