Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт- философ благодаря
космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и
ночь, жизнь и смерть, зима и весна, космос и хаос. Противоречия в лирике Тютчева
отражают противоречия жизни, а явления природы часто ассоциируются с определёнными
состояниями человеческой души.
Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко даже их противоречивое единство. Д. И. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы...»
Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек - разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания - непостоянными и необъяснимыми.
Тютчев изображал природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он
пытался понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое,
разумное существо. Она может чувствовать, радоваться и грустить:
Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Изображая природу таким , Тютчев наделял ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисовал не одно какое-нибудь состояние природы, а показывал ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы.
Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами
Вот отчего нам ночь страшна
Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, Именно ночь порождает у людей чувство одиночества, затерянности в пространстве, бес перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой».
...На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?
Поэзия Тютчева трогательна, автор пишет о всем с невероятной тонкостью чувств. Ему удалось прочувствовать и человеческую суть и природу во всех ее проявлениях, благодаря чему читателю открывается совершенный мир, в котором есть место только прекрасному и незыблемому. Федор Иванович показывает завидное единство всего живого, в котором нет места противостоянию — существует лишь гармония и умиротворение, которые представляют собой суть земного существования человека, его первоочередную цель и путь, который ведет в бесконечность.
"Конь с розовой гривой" это обычный пряник в розовой глазури, но для сироты, у которого мать утонула в реке, эта сладость была как кусочек счастья, что бы бабушка ему привезла этот пряник, мальчик идет на хитрость. На которую не сам додумался другой мальчик его надоумил, но желания получить "коня" и подтолкнуло на обман бабушку. Но не смотря на то, что он не выполнил поручения бабушки да ещё и обманул её, малыш все же получил желанную сладость. И так ему стало неловко за обман, даже спустя годы, когда бабушки и дедушки уже не стало, герой вспоминает тот пряник, и вроде он должен был бы быть сладок, только горечь хитрости его самого, портит вкус коня с розовой гривой
Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт- философ благодаря
космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и
ночь, жизнь и смерть, зима и весна, космос и хаос. Противоречия в лирике Тютчева
отражают противоречия жизни, а явления природы часто ассоциируются с определёнными
состояниями человеческой души.
Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко даже их противоречивое единство. Д. И. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы...»
Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек - разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания - непостоянными и необъяснимыми.
Тютчев изображал природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он
пытался понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое,
разумное существо. Она может чувствовать, радоваться и грустить:
Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Изображая природу таким , Тютчев наделял ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисовал не одно какое-нибудь состояние природы, а показывал ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы.
Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами
Вот отчего нам ночь страшна
Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, Именно ночь порождает у людей чувство одиночества, затерянности в пространстве, бес перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой».
...На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?
Поэзия Тютчева трогательна, автор пишет о всем с невероятной тонкостью чувств. Ему удалось прочувствовать и человеческую суть и природу во всех ее проявлениях, благодаря чему читателю открывается совершенный мир, в котором есть место только прекрасному и незыблемому. Федор Иванович показывает завидное единство всего живого, в котором нет места противостоянию — существует лишь гармония и умиротворение, которые представляют собой суть земного существования человека, его первоочередную цель и путь, который ведет в бесконечность.