КАК МОЖНО РАЗВЁРНУТО
Задание 1.
«Худ. структура «Мертвых душ» очень своеобразна. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне связанных между собой звеньев: помещики, городские чиновники и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
Повествование в «Мертвых душах» начинается без обычной для русской прозы экспозиции- деловито и энергично. Мы не знаем, как Чичиков пришел к мысли о покупке мертвых душ, нам неизвестна его жизнь. Все это откроется только в последней, одиннадцатой, главе. Такое построение сюжета усиливает внутреннюю динамику рассказа».(С.И.Машинский)
1. В чем своеобразие художественной структуры (композиции) «Мертвых душ»?
2. Каков был идейный замысел Гоголя? Как композиция произведения его раскрыть?
3. Какую композиционную роль играет «Повесть о капитане Копейкине»?
Задание 2.
По словам Некрасова, Гоголь писал не то, что «могло бы более нравиться, а добивался писать то, что считал полезнейшим для своего Отечества… Это благородная и в русском мире самая гуманная личность – надо желать, чтобы по его стопам шли молодые писатели в России».
1. Как вы думаете, есть ли писатели в России, которые пошли по стопам Гоголя? Назовите их.
Задание 3.
«Сила денег для Чичикова вовсе не грубая, внешняя, а внутренняя сила духа, мысли, воли, своего рода бескорыстия, героизма, самопожертвования». (Д.С.Мережковский)
1. Что движет Чичиковым? Для чего ему деньги?
2. Докажите на примерах из текста поэмы, что для Чичикова «сила денег… внутренняя сила духа, воли,… героизма, самопожертвования».
ответ:
в центре композиции рассказа – письмо. вдохновившись письмом татьяны, надя решает написать горному подобное. но для этого ей не хватает жизненных событий, она не пережила любовь, страсть татьяны. юношескому максимализму нади нужны противоречия. ей интересно «быть нелюбимой и несчастной». взаимная любовь, с её точки зрения, скучна.
надя воображает горного романтическим героем, который увлёкся неинтересной, ничтожной девушкой. а себя делает романтической героиней, готовой уйти в монастырь или умереть ради счастья возлюбленного. жалея себя воображаемую, надя плачет и от слёз не может писать.
но надя не только не готова жертвовать собой, но и не влюблена. именно поэтому ей всё равно, кому из кавалеров писать письмо.
однако надя не романтическая героиня, а обычная весёлая девушка. её переполняет беспричинная радость, которой она пытается найти оправдание, вспоминая смешную . от веселья до слёз один шаг, надя плачет теперь от радости. девушка решает, что лучше любить жизнерадостного груздева, и рвёт грустное романтическое письмо.
но надя не может сосредоточиться на воображаемой любви. она думает обо всём на свете, и всё радует её. девушка предвкушает будущее счастье: «немного погодя будет ещё лучше».
таким образом, девушка приобрела важный жизненный опыт: нужно жить своей жизнью. только собственная жизнь дарит радость, только она настоящая.