Алакөл көлі - Қазақстанның ең көрнекті көлдерінің бірі. Қазақ тіліндегі су қоймасының атауы көп түсті көлді білдіреді. Географиялық жағынан ол Алматы облысы мен Шығыс Қазақстан облысы арасында орналасқан Балқаш-Алакөл ойпатында орналасқан. Көлдің оңтүстік-шығысында - Жоңғар қақпасы. Алакөл көлінің туризм индустриясы қарқынды дамып келеді. Көлдің батыс жағында Қабанбай кенті орналасқан. Одан 15 км қашықтықта Барлык-Арсан курорты орналасқан. Сондай-ақ, көлдің аумағында «Дорожник» ғарышкерлері үшін оңалту базасы бар. Алакөл теңіз деңгейінен 343 м биіктікте орналасқан, оның аралдары 2696 км ². Көлдің өлшемдері: ұзындығы 104 км, максималды ені 52 км, максимум тереңдігі 54м. Маусымға байланысты су деңгейі 1,2 м дейін ауытқуы мүмкін. Көлдің беткі қабатын қатыру желтоқсанда басталады. Толық мұздату әдетте қаңтарда өтеді және сәуір айына дейін созылады. Шілде айынан қыркүйек айының ортасына дейін жүзу үшін жарамды. Алакөл суарылмайды. Оған: Қатынссу, Емелкус, Ягражты, Жаманты, Жаманоткел және Үржар кіреді. Көл жүйесінің құрылысы Алакөл, Сасықкөл, Жалаңашкөл және Ұялы көлдерімен жасалады. Осындай жүйенің аумағы 55 мың км² құрайды. Ғылыми зерттеулер көрсеткендей, көлдің құрғақ аудандарында бұрғылау, ерте геологиялық дәуірде бүкіл аумақ бірыңғай көл болды
В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнетали крестьян, преследовали все национальное, пытались насадить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жизни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольности, сторожевым постом Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запорожская Сечь. Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю. Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: "...все, что могло Все подымалось и разбегалось.. . Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под именем запорожского войска... " Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину! " Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что "нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь". Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой "какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой", здесь царили строгие (и даже жестокие порой) , но справедливые законы. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чувство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смертоубийство. В остальном же "Сечь представляла необыкновенное явление". Она состояла из отдельных независимых куреней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли "батьком" за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топливо. Из казаков "никто ничем не заводился и не держал у себя", даже личные деньги отдавались "под сохран" куренному атаману. Во главе казацкого войска стоял выборный старшина — кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления. Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчиками
Географиялық жағынан ол Алматы облысы мен Шығыс Қазақстан облысы арасында орналасқан Балқаш-Алакөл ойпатында орналасқан. Көлдің оңтүстік-шығысында - Жоңғар қақпасы.
Алакөл көлінің туризм индустриясы қарқынды дамып келеді. Көлдің батыс жағында Қабанбай кенті орналасқан. Одан 15 км қашықтықта Барлык-Арсан курорты орналасқан. Сондай-ақ, көлдің аумағында «Дорожник» ғарышкерлері үшін оңалту базасы бар.
Алакөл теңіз деңгейінен 343 м биіктікте орналасқан, оның аралдары 2696 км ².
Көлдің өлшемдері: ұзындығы 104 км, максималды ені 52 км, максимум тереңдігі 54м.
Маусымға байланысты су деңгейі 1,2 м дейін ауытқуы мүмкін. Көлдің беткі қабатын қатыру желтоқсанда басталады. Толық мұздату әдетте қаңтарда өтеді және сәуір айына дейін созылады. Шілде айынан қыркүйек айының ортасына дейін жүзу үшін жарамды.
Алакөл суарылмайды. Оған: Қатынссу, Емелкус, Ягражты, Жаманты, Жаманоткел және Үржар кіреді. Көл жүйесінің құрылысы Алакөл, Сасықкөл, Жалаңашкөл және Ұялы көлдерімен жасалады. Осындай жүйенің аумағы 55 мың км² құрайды.
Ғылыми зерттеулер көрсеткендей, көлдің құрғақ аудандарында бұрғылау, ерте геологиялық дәуірде бүкіл аумақ бірыңғай көл болды
Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.
Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: "...все, что могло Все подымалось и разбегалось.. . Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под именем запорожского войска... "
Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину! "
Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что "нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь".
Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой "какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой", здесь царили строгие (и даже жестокие порой) , но справедливые законы. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чувство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смертоубийство.
В остальном же "Сечь представляла необыкновенное явление". Она состояла из отдельных независимых куреней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли "батьком" за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топливо. Из казаков "никто ничем не заводился и не держал у себя", даже личные деньги отдавались "под сохран" куренному атаману.
Во главе казацкого войска стоял выборный старшина — кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.
Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчиками