ЛЮДМИЛА — героиня поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (1817-1820, пролог, 1824-1825, ред. «Людмила и Руслан»). Имя Л. А.С.Пушкин заимствовал из поэмы В.А.Жуковского «Людмила». Л.— идеальная женщина сказки, невеста героя, Руслана, ради которой преодолеваются все преграды. В прологе Л. предстает преданной невестой, которая тужит, ожидая своего освободителя — жениха. Контрастно оттеняя в мужчине силу, а в женщине — слабость, автор не скупится на изображение «красоты ее нежной»: «стройный стан», «две ножки, чудо из чудес», «кудри золотые», «бледное чело», «прелестна прелестью небрежной». «Она чувствительна, скромна, // Любви супружеской верна». Автор чувствует»Шв. родственную душу («Ее улыбка, разговоры // Во мне любви рождают жанр») женщины, к которой обращена поэма и чей образ возникает в лирических отступлениях. Образ Л. послужил прообразом героини балета Ф.Е.Штольца «Руслан и Людмила» (1821), в котором роль Л. исполняла А.И.Истомина. Конгениально воплотил пушкинский образ Л. М.И.Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» (1845). Среди знаменитых исполнительниц этой партии — А.В.Нежданова (1902).
1) В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок» чувствуется грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, надежда. Стихотворение похоже на грустную песню.
2) Тема стихотворения – одинокие страдания листка, который ищет родственную душу, но так и не находит. Конечно, это рассказ не только о несчастной судьбе листка, но и о человеке — гордом, одиноком, несчастном, о таком человеке, каким был и сам поэт.
3) Листок: Засох, жестокою бурей гонимый, увял, странник, прижался, молит, без сна и покоя, пылен и желт, пришелец; Отчизна сурова.
6) Листок просит чинару приютить его: жизнь его была трудна, сурова, ему одиноко, на душе нет покоя, кроме того, он знает много интересных рассказов, которые усладят ее слух.
7) Чинара отвергает предложение желтого пыльного листка: ей не интересны его небылицы, она пресытилась благами, довольна жизнью, ей больше никого и ничего не надо.
1) В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок» чувствуется грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, надежда. Стихотворение похоже на грустную песню.
2) Тема стихотворения – одинокие страдания листка, который ищет родственную душу, но так и не находит. Конечно, это рассказ не только о несчастной судьбе листка, но и о человеке — гордом, одиноком, несчастном, о таком человеке, каким был и сам поэт.
3) Листок: Засох, жестокою бурей гонимый, увял, странник, прижался, молит, без сна и покоя, пылен и желт, пришелец; Отчизна сурова.
Чинара: Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья, высокая, солнцем любима, морем, ветром, райскими птицами.
4) Сравнивая два образа – листок и чинару – поэт использует противопоставление (антитезу):
Листок — холод, а чинара – тепло
(«отчизна суровая» и «Чёрное море»).
Листок — засох, чинара – свежа.
Листок – пылен, чинара – чиста.
Листок – странник, чинара нигде не была, ничего не видела.
Листок – одинок, чинара — любима .
5) Листок: оторвался, укатился, засох, увял, докатился, прижался, молит, созрел, вырос, ношуся, засох, увял, знаю, видал.
Чинара
: стоит, не знаю, цвету, блистаю, раскинула
6) Листок просит чинару приютить его: жизнь его была трудна, сурова, ему одиноко, на душе нет покоя, кроме того, он знает много интересных рассказов, которые усладят ее слух.
7) Чинара отвергает предложение желтого пыльного листка: ей не интересны его небылицы, она пресытилась благами, довольна жизнью, ей больше никого и ничего не надо.