Стихотворение «Анчар» А.С. Пушкина по праву можно считать суровым обличием деспотизма. Поэт иносказательно осуждает самодержавную тиранию. В образе ядовитого дерева анчара под пером Пушкина вырастает суровое обвинения деспотизма. Князь желает получить ядовитую смолу для того, чтобы напитать ей свои стрелы и послать их своим соседям. Дерево ядовито, к нему приближаться опасно, тогда он приказывает сделать это своему рабу. Тот, зная, что идет на верную смерть с рабской покорностью выполняет приказ хозяина и погибает. Такая ситуация была нормой того времени. Но умные люди понимали, что это неправильно и протестовали против деспотии. Нельзя утверждать свою власть путем угнетения и использования других людей. Суровым обличием деспотизма пронизано все стихотворение «Анчар».
Это можно подтвердить аллегорическими примерами из текста.
Самсон Вырин – главный герой повести А. С. Пушкина. По должности он – станционный смотритель, а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» .
Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня. В начале повести Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти» , «свежий и бодрый» , одетый в «длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах» . История с Дуней превратит «бодрого мужчину в хилого старика» . И мы увидим его «седину» , «глубокие морщины» , «сгорбленную спину» .
Станционный смотритель был человеком мирным, услужливым, скромным. Он с почтением и добродушием относился к своим постояльцам.
Проживший жизнь в бедности, привыкший к оскорблениям и унижениям богатых проезжающих, Самсон Вырин всегда надеялся только на себя. Он понимал, что и поддержки ему ждать неоткуда.
Автор показывает, как неловко чувствует себя смотритель в городе среди незнакомых людей и богатых домов. Но в душе этого маленького, робкого человека есть место сильным чувствам. Он горячо любит свою дочь, готов ради нее на все. Он с негодованием выбрасывает деньги, подсунутые ему Минским.
Вернувшись в пустой осиротевший дом, Самсон Вырин остался один. Он проливал слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих ребятишек вырезал он дудочки. С чужими детьми он возился и угощал орешками.
Умер он в одиночестве.
Автор сочувствует своему герою, но осуждает ограниченность его мыслей. Ведь смотритель не даже надеяться на лучшее! Пушкин дает понять читателям, что эта ограниченность определена условиями жизни героя. Человек, привыкший к брани и притеснениям, считающий себя низшим существом, может мыслить только о плохом. Писатель учит нас внимательнее относиться к окружающим, ценить и уважать их мысли и чувства, а не должности, которые они занимают.
Стихотворение «Анчар» А.С. Пушкина по праву можно считать суровым обличием деспотизма. Поэт иносказательно осуждает самодержавную тиранию. В образе ядовитого дерева анчара под пером Пушкина вырастает суровое обвинения деспотизма. Князь желает получить ядовитую смолу для того, чтобы напитать ей свои стрелы и послать их своим соседям. Дерево ядовито, к нему приближаться опасно, тогда он приказывает сделать это своему рабу. Тот, зная, что идет на верную смерть с рабской покорностью выполняет приказ хозяина и погибает. Такая ситуация была нормой того времени. Но умные люди понимали, что это неправильно и протестовали против деспотии. Нельзя утверждать свою власть путем угнетения и использования других людей. Суровым обличием деспотизма пронизано все стихотворение «Анчар».
Это можно подтвердить аллегорическими примерами из текста.
«Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом».
«И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки»
Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня. В начале повести Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти» , «свежий и бодрый» , одетый в «длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах» . История с Дуней превратит «бодрого мужчину в хилого старика» . И мы увидим его «седину» , «глубокие морщины» , «сгорбленную спину» .
Станционный смотритель был человеком мирным, услужливым, скромным. Он с почтением и добродушием относился к своим постояльцам.
Проживший жизнь в бедности, привыкший к оскорблениям и унижениям богатых проезжающих, Самсон Вырин всегда надеялся только на себя. Он понимал, что и поддержки ему ждать неоткуда.
Автор показывает, как неловко чувствует себя смотритель в городе среди незнакомых людей и богатых домов. Но в душе этого маленького, робкого человека есть место сильным чувствам. Он горячо любит свою дочь, готов ради нее на все. Он с негодованием выбрасывает деньги, подсунутые ему Минским.
Вернувшись в пустой осиротевший дом, Самсон Вырин остался один. Он проливал слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих ребятишек вырезал он дудочки. С чужими детьми он возился и угощал орешками.
Умер он в одиночестве.
Автор сочувствует своему герою, но осуждает ограниченность его мыслей. Ведь смотритель не даже надеяться на лучшее! Пушкин дает понять читателям, что эта ограниченность определена условиями жизни героя. Человек, привыкший к брани и притеснениям, считающий себя низшим существом, может мыслить только о плохом. Писатель учит нас внимательнее относиться к окружающим, ценить и уважать их мысли и чувства, а не должности, которые они занимают.