Прочитав притчу о царе Соломоне, рассудившем двух матерей можно понять суть материнства. Две матери спорили о родстве, настаивая, что ребенок принадлежит каждой из них. Каждая боролась за обладание своим будущим. Но Соломон был мудр и рассудил иначе. Его, на первый взгляд, жестокое решение позволило всем присутствующим распознать истинную мать ребенка. Он повелел разрубить младенца и раздать поровну каждой. Но ребенок - не вещь, которую можно разделить пополам. Ради ребенка настоящая мать готова была отречься от себя, лишь бы он был жив. Это настоящая материнская любовь. Весь смысл ее в том, чтобы стать благодатной почвой, на которой взойдет новое поколение, продолжится жизнь.
В повести «Страшная месть» Гоголь обратился к теме национально-освободительной борьбы украинского народа. Правда, исторический сюжет раскрывается в этом произведении отчасти еще в условно-романтическом плане, а события реальной истории причудливо переплетаются с характерными для всего цикла «Вечеров» элементами фольклорной легенды и сказки. И тем не менее обращение молодого писателя к социально-исторической теме имело для него весьма серьезное значение.
В центре повести — героический образ Данилы Бурульбаша. Это суровый и сильный человек, самоотверженно защищающий казацкую волю от покушающихся на нее польских панов и ксендзов.
«Страшная месть» очень своеобразна по своему художественному строю, в котором легко и безыскусно сочетаются элементы эпоса и лирики. Все повествование пронизано широким раздольем лирической песни. «По всему ее телу слышала она, как проходили звуки: тук, тук. «Нет, не вытерплю, не вытерплю… Может, уже алая кровь бьет ключом из белого тела. Может, теперь изнемогает мой милый; а я лежу здесь! » И вся бледная, едва переводя дух, вошла в хату» (I, 251). Точно сама музыка воплощена здесь в слове! И так почти на каждой странице. «Страшная месть» — одно из самых поэтических произведений русской прозы. Живописная пластика гоголевского слова впервые достигает здесь такой поразительной силы. Характерно проявляется в повести и превосходное искусство пейзажной живописи Гоголя.
Прочитав притчу о царе Соломоне, рассудившем двух матерей можно понять суть материнства. Две матери спорили о родстве, настаивая, что ребенок принадлежит каждой из них. Каждая боролась за обладание своим будущим. Но Соломон был мудр и рассудил иначе. Его, на первый взгляд, жестокое решение позволило всем присутствующим распознать истинную мать ребенка. Он повелел разрубить младенца и раздать поровну каждой. Но ребенок - не вещь, которую можно разделить пополам. Ради ребенка настоящая мать готова была отречься от себя, лишь бы он был жив. Это настоящая материнская любовь. Весь смысл ее в том, чтобы стать благодатной почвой, на которой взойдет новое поколение, продолжится жизнь.
В центре повести — героический образ Данилы Бурульбаша. Это суровый и сильный человек, самоотверженно защищающий казацкую волю от покушающихся на нее польских панов и ксендзов.
«Страшная месть» очень своеобразна по своему художественному строю, в котором легко и безыскусно сочетаются элементы эпоса и лирики. Все повествование пронизано широким раздольем лирической песни. «По всему ее телу слышала она, как проходили звуки: тук, тук. «Нет, не вытерплю, не вытерплю… Может, уже алая кровь бьет ключом из белого тела. Может, теперь изнемогает мой милый; а я лежу здесь! » И вся бледная, едва переводя дух, вошла в хату» (I, 251). Точно сама музыка воплощена здесь в слове! И так почти на каждой странице. «Страшная месть» — одно из самых поэтических произведений русской прозы. Живописная пластика гоголевского слова впервые достигает здесь такой поразительной силы. Характерно проявляется в повести и превосходное искусство пейзажной живописи Гоголя.