Вклассической тема любви всегда занимала одно из центральных мест. на фоне целомудренных произведений писателей бунинское изображение этого чувства выглядит смело и откровенно.19 века – это, на мой взгляд, прежде всего «первой любви». по бунину, любовь – это соединение духа и плоти. писатель считает, что, не познав плоти, нельзя постигнуть дух. любовь – земная радость, неимоверное влечение одного человека к другому. все, что связано с этим чувством, у бунина чисто и искренне, овеяно тайной и даже святостью. в произведениях бунина есть много моментов, связанных с описанием близости, , тела. но при этом писателю удается сохранить ощущение прекрасного, божественного, святого. такие мгновения бунин описывает томно и взволнованно. можно даже сказать, что в своем творчестве писатель защищает все плотское, телесное. он считает, что человеческая мораль во многом условна, она не способна оценить и защитить истинные чувства. почти все рассказы бунина о любви – это повествование о загадочной женской природе, о тайне женской души, которая стремится любить, но никогда не полюбит. конец любви, по бунину, всегда трагичен. так, в повести «митина любовь» героя преследует романс рубинштейна на слова гейне: «я из рода бедных азров, полюбив, мы умираем…» по воспоминаниям жены писателя, в.и. муромцевой-буниной, иван алексеевич долгие годы находился под впечатлением от этого романса, который услышал в юношеском возрасте. цикл «темные аллеи» является книгой, связанной единством замысла и стиля. «все рассказы этой книги, - писал бунин, - только о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях». именно в любви писатель видел смысл жизни, счастье, несмотря на неустойчивость этого чувства. но ведь, по мнению бунина, неустойчива и сама жизнь, несущая не только радость, но и горе, и утраты. об этом говорят такие рассказы писателя, как «в париже», «холодная осень», «генрих». в своих произведениях бунин уделяет огромное внимание внутреннему, психологическому состоянию героев. часто они, в результате своей любви, делают вывод, что над любовью тяготеет рок, судьба, что это чувство обречено на печальный финал («три рубля»). персонажи бунинских рассказов, вошедших в «темные аллеи», внешне разнообразны, но все они – люди единой судьбы. студенты, писатели, художники, армейские офицеры – все они одиноки. их не интересует внешняя жизнь, они на внутреннем. не во внешних обстоятельствах смысл жизни этих людей: все они объединены внутренней опустошенностью, отсутствием смысла, «цены» жизни. герои ищут этот смысл в любви, в воспоминаниях о прошлом. будущего у них нет, хотя внешне эти герои весьма благополучны. «темные аллеи» бунина отличаются лиризмом и субъективным видением мира. сюжет рассказов этого сборника обычно прост, несложен. часто в развитие действия вклиниваются воспоминания героев о прошлом, которые имеют большое значение для понимания героев и рассказов в целом. эти воспоминания окрашены, как правило, в безысходные, трагические тона. можно сказать, что лиризм бунинских рассказов связан с темой памяти, обращением к прошлому, прошедшему. герои «темных аллей» неразрывно связаны со своими воспоминаниями, они живут в прошлом, которое нельзя вернуть. отсюда – трагическое звучание рассказов писателя. важно отметить, что любовь у бунина никогда не заканчивается браком, она всегда подобна вспышке. этот всплеск чувств настолько ярок, что герой может жить воспоминанием о нем всю оставшуюся жизнь. счастливая любовь, по бунину, рождает привычку, которая только оскверняет это святое чувство. в рассказе «холодная осень» героиня, повествующая о своей жизни, в начале первой мировой войны потеряла человека, которого горячо любила и с которым была обручена. вспоминая много лет спустя последнюю встречу с ним, она приходит к выводу: «и это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон». хочется отметить, что в цикле рассказов «темные аллеи» бунин вовсе не рассказывает любовные . все рассказы сливаются в единую картину, где каждое произведение – отдельное звено цепи, без которого невозможно понять целое, осознать авторский замысел. любовь у бунина является и наказанием, и испытанием, и наградой. мне кажется, что бунинское понимание любви трагично и в тоже время тонко, психологически глубоко. любовь, по бунину, окрашена возвышенной грустью, она прекрасна и печальна одновременно. я думаю, что до и.а. бунина в еще никому не удавалось так возвышенно, печально и тонко передать психологическое состояние человека в момент переживания любовного чувства, создать такую интересную и самобытную философию любви.
«царевна-лебедь» — картина михаила врубеля[1], посвященная персонажу оперы н. а. римского-корсакова «сказка о царе салтане» (по одноимённой сказке пушкина). царевна с полотна врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. изображена царевна-лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город леденец, выполненные художником). «но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. в эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. художник наделяет свой образ демоническими чертами. царевна-лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. изображение кажется бесплотным призрачным видением»[5]. а. п. иванов говорил об этой картине: «не сама ли то дева-обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий? », имея в виду персонаж из «слова о полку игореве».