Прежде всего, различия между героями мы находим в их внешности. Если о Ларре автор говорит, что он «красивый и сильный» , но при этом не забывает отметить, что его глаза «холодные и гордые, как у царя птиц» , то Данко также по описаниям «красив и смел» , но «в очах его светилось много силы и живого огня» . Видимо, различное воспитание определяет и различное представление героев о смысле и целях жизни. Ларра не похож на других людей - не хочет жить, как они, хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. Одним словом, хочет «сохранить себя целым» . Данко же, в отличие от Ларры, «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» . Его мечта - свобода не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников. Именно поэтому он берет на себя ответственность за все племя и, жертвуя собой, выводит их из темного леса к «золотой сияющей реке» . Различными путями к своей цели в жизни идут герои. Ларра считает себя «первым наземлеи, кроме себя, не видит ничего» . Поэтому он презирает других людей, считает себя вправе властвовать над ними. А люди наказывают героя за его гордыню - изгоняют его из своего племени, выбирают для гордеца Ларры самое страшное наказание - одиночество и бессмертие. Наказание для Ларры «в нем самом» . Совсем неожиданной оказывается и судьба Данко. «Гордое сердце », которым герой освещал путь из топи и болот к свету, свободе и счастью, растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего- то» . Люди не прощают превосходства над собой, и именно за это наказан Данко.
Туган җирең Идел буе,
Һəр телнең бар туган иле.
Туган җирең кебек назлы,
Җырдай моңлы татар теле.
Ак алъяпкыч бəйлəсəлəр,
Өзелеп тора кызлар биле.
Кызлар кебек шат чырайлы,
Ачык йөзле татар теле.
Халкың кебек уңган да син,
Хезмəттə син көне-төне.
Ир-егетлəреңдəй дəртле,
Гайрəтле син, татар теле.
Фəннəн сине аерса да
Гасырларның афəт җиле.
Аксакалларыңдай олпат,
Акыллы син, татар теле.
Ассалар да, киссəлəр дə,
Үлмəдең син, калдың тере,
Чукындырган чагында да
Чукынмадың, татар теле.
Яндың да син, туңдың да син,
Нишлəтмəде язмыш сине.
Дөньяда күп нəрсə күрдең,
əй мөкатдəс Тукай теле.
Төрмəлəргə дə яптылар
Җəлил белəн бергə сине.
Төрмəлəрдə дə килмешəк
Булмадың син, татар теле.
Зинданнарны ярып чыктың,
Ялкынланып чыктың кире,
Хəтта фашист тегермəне
Тарта алмады анда сине,
əй син, батыр татар теле!
Кабатланмас үткəннəрең —
Гасырларның яман чире.
Кабатлар сине гасырлар,
Татар теле, дуслык теле
Если о Ларре автор говорит, что он «красивый и сильный» ,
но при этом не забывает отметить, что его глаза «холодные и гордые,
как у царя птиц» , то Данко также по описаниям «красив и смел» ,
но «в очах его светилось много силы и живого огня» .
Видимо, различное воспитание определяет и различное представление
героев о смысле и целях жизни. Ларра не похож на других
людей - не хочет жить, как они, хочет быть свободным, то есть делать,
что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен.
Одним словом, хочет «сохранить себя целым» .
Данко же, в отличие от Ларры, «любил людей и думал, что, может
быть, без него они погибнут» . Его мечта - свобода не только для
себя, а, прежде всего, для всех соплеменников. Именно поэтому он
берет на себя ответственность за все племя и, жертвуя собой, выводит
их из темного леса к «золотой сияющей реке» .
Различными путями к своей цели в жизни идут герои. Ларра считает
себя «первым наземлеи, кроме себя, не видит ничего» . Поэтому он презирает
других людей, считает себя вправе властвовать над ними. А люди
наказывают героя за его гордыню - изгоняют его из своего племени,
выбирают для гордеца Ларры самое страшное наказание - одиночество
и бессмертие. Наказание для Ларры «в нем самом» .
Совсем неожиданной оказывается и судьба Данко. «Гордое сердце
», которым герой освещал путь из топи и болот к свету, свободе и
счастью, растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-
то» . Люди не прощают превосходства над собой, и именно за это
наказан Данко.