Какие сатирические произведения Булгакова вам известны? Какое место среди них занимает (по проблематике и характеру изображения действительности) повесть «Собачье сердце»?
Какое произведение Булгакова похоже по замыслу и фабуле на «Собачье сердце»? Какие ещё произведения русской и зарубежной литературы можно соотнести с булгаковской повестью?
С чем, по вашему мнению, был связан более чем шестидесятилетний запрет на публикацию повести?
О чём размышляет Шарик в начале повести? Насколько близки его размышления автору? Чем Шарик не похож на других собак, описанных в литературе?
Каковы истоки фабулы повести? Почему Булгаков обращается к фантастике и называет свою повесть «чудовищной историей»? Зачем потребовалось превращение собаки в человека? Каков политический подтекст этого превращения?
На кого из героев русской литературы похож профессор Преображенский?
Каков род занятий профессора Преображенского? Объясняется ли в повести, благодаря чему профессор стал «мировым светилом»? Почему он не опасается Швондера?
Профессор Преображенский, по вашему мнению, вызывает скорее симпатию или антипатию у читателя? Почему?
Использует ли Булгаков приёмы комического при создании образа профессора?
Каковы убеждения Филиппа Филипповича? За что он, по его же словам, «не любит пролетариата»? Какие фразы профессора можно считать афористическими?
Как меняется по ходу сюжета поведение Шарика-Шарикова – с того момента, как он попал в дом профессора, до назначения на пост заведующего подотделом очистки?
Как вы думаете, почему в очеловеченной собаке тёмное, агрессивное начало? Какие поступки Шарикова об этом свидетельствуют?
Кто виноват в изменении характера и поведения Шарикова? Мог ли из Шарикова получиться порядочный человек без влияния Швондера?
Литературный критик М. Золотоносов считает, что «Преображенский в создании Шарикова виноват не меньше Швондера»? Согласны ли вы с этим утверждением?
В какой момент профессор принимает решение об обратном превращении? Почему он не делает этого раньше?
Каково значение имён и фамилий в повести? Есть ли в произведении символические даты?
В чём философский смысл повести? Можно ли считать её финал «хэппи-эндом»? Почему?
Павел Петрович Бажов — писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Родился 27 января 1879 года около Екатеринбурга на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным ребёнком в семье. Детские годы в среде уральских мастеров. Первоначальное образование получил в екатеринбургском духовном училище, в 1899 г. с отличием окончил пермскую духовную семинарию. Трудовую биографию начал учителем начальных классов, потом работал учителем русского языка в Екатеринбурге. Около 15 лет редактировал местную газету, занимался журналистикой, писал фельетоны, рассказы, очерки, заметки в журналы. Собирал фольклор, интересовался историей Урала. Шальная внучка Боярского еле удержала "богатство" в купальнике Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет созданием особого жанра — уральского сказа, сделавшего автора известным. Первый сказ «Дорогое имечко» появился в 1936 г. Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов старого Урала — «Малахитовая шкатулка». В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие. В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество. Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы. Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года.
Объяснение: Надеюсь пойдёт!
На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта. Постоянные балы, обеды, завтраки, закуски и даже поездки в присутственные места создают образ, исполненный энергии и страстей, суеты и хлопот. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно. “Визитной карточкой” города становится пошлый франт, встретившийся Чичикову при въезде в город: “...встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого была видна манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом”. Этот случайный персонаж является олицетворением вкусов губернского общества.