«Евгений Онегин» – это не просто роман, это роман в стихах. По выражению Пушкина, есть «дьявольская разница» между этими двумя жанрами: роман – это всегда произведение эпическое, а стихотворная форма предполагает наличие лирического начала, субъективного элемента. Таким образом, в романе в стихах весьма значимое место должен занимать образ автора. Автор в этом произведении и является лирическим героем, и его образ раскрывается в основном за счет так называемых лирических отступлений. Так, часть лирических отступлений носит автобиографический характер. В них автор вспоминает о своем о своих возлюбленных, говорит о жизненном пути и подводит итоги. В самом деле, и автор, и Онегин - молодые люди, принадлежащие светскому обществу, находящие удовольствие в блестящем, но пустом времяпрепровождении: рестораны, театры, балы. Пролетает юность, и оба они ощущают разочарованность в светских развлечениях. Пушкин рисует читателю свои встречи с Онегиным в этот период: Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас.. . Белыми ночами в Петербурге автор и его герой гуляли по набережным, вспоминали юные годы, спорили, размышляли, собирались вместе отправиться в путешествие за границу, но судьба распорядилась иначе: Пушкин оказался в южной ссылке, Онегин - в деревне. Несмотря на явное внешнее сходство характеров автора и героя, Пушкина и Онегина нельзя сравнивать всерьез. И не только потому, что Онегин - создание поэта, плод его вымысла.
Отделяя себя от своего героя («Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…») , Пушкин тем не менее признает Онегина человеком своего круга, равным ему не только по возрасту и статусу, но и по многим душевным качествам. Но с образом автора не все так просто. Дело в том, что он не только лирический герой романа, он еще и его персонаж. Пушкин смешивает свою, отдельную, «лирическую реальность» с реальностью вымышленных персонажей. Так, у Пушкина и у Онегина есть общие знакомые: «К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин» , – пишет автор, называя своего друга приятелем героя романа. Автор упоминает о том, что они с Онегиным собирались путешествовать вместе. И более того, у Автора по неизвестно каким причинам оказываются письма Онегина и Татьяны друг к другу: Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу.
И такое «смешение» не выглядит неуместным, так как сам главный герой Евгений Онегин типичен для светского общества пушкинской эпохи, настолько реалистичен, что многие современники поэта готовы были видеть в нем черты своих знакомых, считая их прототипами героя.
Автор с героем отчасти разные люди. Онегин – не мог отличить ямба от хорея. Пушкину нравится природа прелестный уголок. Герою в глуши в деревне все скучно. Пушкин- Я был рожден для жизни мирной , для деревенской тишины...
Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их общим делает недовольство тем, как устроена российская жизнь. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.
По выражению Пушкина, есть «дьявольская разница» между этими двумя
жанрами: роман – это всегда произведение эпическое,
а стихотворная форма предполагает наличие лирического начала, субъективного элемента. Таким образом, в романе в стихах весьма значимое место должен
занимать образ автора.
Автор в этом произведении и является лирическим героем, и его образ
раскрывается в основном за счет так называемых лирических отступлений.
Так, часть лирических отступлений носит автобиографический характер.
В них автор вспоминает о своем о своих возлюбленных, говорит о
жизненном пути и подводит итоги.
В самом деле, и автор, и Онегин - молодые люди, принадлежащие
светскому обществу, находящие удовольствие в блестящем, но пустом
времяпрепровождении: рестораны, театры, балы. Пролетает юность,
и оба они ощущают разочарованность в светских развлечениях. Пушкин
рисует читателю свои встречи с Онегиным в этот период:
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас.. .
Белыми ночами в Петербурге автор и его герой гуляли по набережным,
вспоминали юные годы, спорили, размышляли, собирались
вместе отправиться в путешествие за границу, но судьба распорядилась
иначе: Пушкин оказался в южной ссылке, Онегин - в деревне.
Несмотря на явное внешнее сходство характеров автора и героя,
Пушкина и Онегина нельзя сравнивать всерьез. И не только потому,
что Онегин - создание поэта, плод его вымысла.
Отделяя себя от своего героя («Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…») , Пушкин тем не менее признает Онегина
человеком своего круга, равным ему не только по возрасту и статусу, но
и по многим душевным качествам.
Но с образом автора не все так просто. Дело в том, что он не только лирический
герой романа, он еще и его персонаж.
Пушкин смешивает свою, отдельную, «лирическую реальность» с реальностью вымышленных персонажей. Так, у Пушкина и у Онегина есть общие знакомые:
«К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин» , –
пишет автор, называя своего друга приятелем героя романа. Автор упоминает
о том, что они с Онегиным собирались путешествовать вместе. И более того,
у Автора по неизвестно каким причинам оказываются письма Онегина и Татьяны
друг к другу:
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
И такое «смешение» не выглядит неуместным, так как сам главный герой Евгений Онегин типичен для светского общества пушкинской эпохи, настолько реалистичен,
что многие современники поэта готовы были видеть в нем черты своих знакомых,
считая их прототипами героя.
Автор с героем отчасти разные люди. Онегин – не мог отличить ямба от хорея. Пушкину нравится природа прелестный уголок. Герою в глуши в деревне все скучно. Пушкин- Я был рожден для жизни мирной , для деревенской тишины...
Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их общим делает недовольство тем, как устроена российская жизнь. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.