Былины занимают особое место в русском фольклоре. Своим патриотическим содержанием (любовь к родине изображается в них, как самое возвышенное и сильное чувство) они перекликаются с нашим временем и имеют огромное воспитательное значение.
Задача учителя - развить у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам родины.
На первом уроке учащиеся знакомятся с былинами, как одним из видов устного народного творчества, с содержанием былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник".
Работу над темой можно начать c повторения известных учащимся сведений о сокровищнице народной мудрости - устном народном творчестве, углубления знаний учащихся об основных видах устного народного творчества. Ребята называют песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Сообщая о былинах, об их исторической основе, времени создания, учитель должен психологически подготовить учащихся к восприятию сказаний о подвигах богатырей, об их величии и красоте: не княжеское войско освобождало родную землю от вражеской силы, а богатыри, которым приписывалось то, что совершал весь русский народ. Разъяснить, что в отличие от сказок, в былинах воспеваются исторические события "давно минувших дней", ставшие преданиями.
Затем можно перейти к рассказу о былинном герое Илье Муромце, сыне крестьянском, которого народ сделал самым сильным и главным среди других богатырей. Былин о нем сохранилось больше, чем о ком-либо другом. Учащиеся называют знакомые им былины об этом богатыре: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Илья Муромец и Калин-царь", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром", "Три поездки Ильи Муромца" и др. В них представлена вся поэтическая биография богатыря, подчеркивается, что он "крестьянский сын", утверждается его независимость от княжеской воли.
Можно предложить учащимся рассказать, что они знают об этом герое, а затем самому изложить историю исцеления и боевых подвигов Ильи Муромца.
Былина об "Илье Муромце и Соловье Разбойнике" рассказывает о первом подвиге богатыря.
Перед чтением былины необходимо сообщить следующее: текст ее записан со слов сказителя более ста лет тому назад, говорится в ней о далеком поэтому в былине много устаревших слов; записана былина на севере, поэтому в ней встречаются диалектные слова и выражения северного края (не хоть, не мошъ, спущал, стрелил и т. д.). Один из песенных жанров фольклора - былины - сказываются речитативом (в древности исполнялись в сопровождении гуслей), поэтому произношение многих слов подчиняется былинному стиху ("А подъехал как ко силушке великой" и др.). Чтение былины сопровождается комментариями: разъясняется смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, даются исторические справки.
В заключение урока учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном и отвечают на вопросы.
Задание на дом: приготовить близкий к тексту пересказ былины и дать развернутый ответ на вопрос:
Мальчик-звезда», существует и еще один вариант – «Звездный мальчик». По сути, и тот, и тот довольно верны, но первый все же более точный. Он сразу вызывает ассоциации с чем-то небесным, с чем-то, пришедшим из неземных сфер. И это отражает сам смысл сказки, делает его более доступным для понимания (а Оскар Уайльд очень любил глубоко прятать самое важное, и поэтому в его произведениях очень много внимания нужно уделять именно мелочам и скрытым подтекстам).
Второй вариант перевода «Звездный мальчик» Уайльда более приземлен, он отсылает современного читателя к миру гламура и шоу-бизнеса, хотя на самом деле речь идет совершенно о других звездах. Именно поэтому привычное всем название «Мальчик-звезда» является более точным. Тем более что герой сего повествования действительно, пришел прямо с небес. Он в буквальном смысле этого слова упал с них, прочертив в выси дорогу, подобно летящему метеориту. И оказался на земле. Без матери, без имени, просто одинокий грудной младенец, надрывающийся криком среди темного ночного леса.
И, наверное, малыш бы там и погиб, будь он звездой, или простым человечком, но на его счастье неподалеку работала группа дровосеков, которые заметили падение и решили посмотреть, что же там. К своему удивлению, мужчины обнаружили ребенка, у которого на шее сверкало ожерелье из чистого натурального янтаря. Мальчик был укутан сверкающим плащом, расшитым звездами. Никто из дровосеков не решился взять такой подарок себе домой: и так семьи у каждого были большими. И только один сжалился и забрал малыша. Так мальчик-звезда стал расти в семье простых людей.
Былины занимают особое место в русском фольклоре. Своим патриотическим содержанием (любовь к родине изображается в них, как самое возвышенное и сильное чувство) они перекликаются с нашим временем и имеют огромное воспитательное значение.
Задача учителя - развить у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам родины.
На первом уроке учащиеся знакомятся с былинами, как одним из видов устного народного творчества, с содержанием былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник".
Работу над темой можно начать c повторения известных учащимся сведений о сокровищнице народной мудрости - устном народном творчестве, углубления знаний учащихся об основных видах устного народного творчества. Ребята называют песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Сообщая о былинах, об их исторической основе, времени создания, учитель должен психологически подготовить учащихся к восприятию сказаний о подвигах богатырей, об их величии и красоте: не княжеское войско освобождало родную землю от вражеской силы, а богатыри, которым приписывалось то, что совершал весь русский народ. Разъяснить, что в отличие от сказок, в былинах воспеваются исторические события "давно минувших дней", ставшие преданиями.
Затем можно перейти к рассказу о былинном герое Илье Муромце, сыне крестьянском, которого народ сделал самым сильным и главным среди других богатырей. Былин о нем сохранилось больше, чем о ком-либо другом. Учащиеся называют знакомые им былины об этом богатыре: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Илья Муромец и Калин-царь", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром", "Три поездки Ильи Муромца" и др. В них представлена вся поэтическая биография богатыря, подчеркивается, что он "крестьянский сын", утверждается его независимость от княжеской воли.
Можно предложить учащимся рассказать, что они знают об этом герое, а затем самому изложить историю исцеления и боевых подвигов Ильи Муромца.
Былина об "Илье Муромце и Соловье Разбойнике" рассказывает о первом подвиге богатыря.
Перед чтением былины необходимо сообщить следующее: текст ее записан со слов сказителя более ста лет тому назад, говорится в ней о далеком поэтому в былине много устаревших слов; записана былина на севере, поэтому в ней встречаются диалектные слова и выражения северного края (не хоть, не мошъ, спущал, стрелил и т. д.). Один из песенных жанров фольклора - былины - сказываются речитативом (в древности исполнялись в сопровождении гуслей), поэтому произношение многих слов подчиняется былинному стиху ("А подъехал как ко силушке великой" и др.). Чтение былины сопровождается комментариями: разъясняется смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, даются исторические справки.
В заключение урока учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном и отвечают на вопросы.
Задание на дом: приготовить близкий к тексту пересказ былины и дать развернутый ответ на вопрос:
Второй вариант перевода «Звездный мальчик» Уайльда более приземлен, он отсылает современного читателя к миру гламура и шоу-бизнеса, хотя на самом деле речь идет совершенно о других звездах. Именно поэтому привычное всем название «Мальчик-звезда» является более точным. Тем более что герой сего повествования действительно, пришел прямо с небес. Он в буквальном смысле этого слова упал с них, прочертив в выси дорогу, подобно летящему метеориту. И оказался на земле. Без матери, без имени, просто одинокий грудной младенец, надрывающийся криком среди темного ночного леса.
И, наверное, малыш бы там и погиб, будь он звездой, или простым человечком, но на его счастье неподалеку работала группа дровосеков, которые заметили падение и решили посмотреть, что же там. К своему удивлению, мужчины обнаружили ребенка, у которого на шее сверкало ожерелье из чистого натурального янтаря. Мальчик был укутан сверкающим плащом, расшитым звездами. Никто из дровосеков не решился взять такой подарок себе домой: и так семьи у каждого были большими. И только один сжалился и забрал малыша. Так мальчик-звезда стал расти в семье простых людей.