тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл «старческими», — своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл. писатель часто рассуждает о любви, причем тургеневская концепция этого чувства совершенно особая: в отличие от толстого, который считал любовь основой семейной жизни, тургенев говорил о любви как «об известном чувстве, к которому неприменимы общепринятые нравственные мерки, как о законе жизни во вселенной». кроме того, в своих стихотворениях писатель рассматривает проблемы соотношения нравственного и социального, проблемы смысла жизни, места в ней добра и зла, предательства и благородства — словом, тургенев посвящает свои произведения тому, чем живет человечество, — , важнейшим вопросам.
одно из тургеневских стихотворений в прозе, «повесить его! », имеет основу. события происходят в преддверии битвы при аустерлице, печально вошедшей в как позорно проигранная россией. кажущаяся с первого взгляда печальной реалией жизни солдат в австрии,-где ими творились грабежи и бесчинства, а в суматохе войны наказывались и правые, и виновные, эта помимо конкретно- имеет другой, гораздо более важный, нравственно-философский аспект.
В1830 году а. с. пушкин создал пять прозаических произведений, объединенных общим названием «повести белкина» . они написаны точным, ясным и лаконичным языком. из «повестей белкина» исключительное значение для дальнейшего развития имел «станционный смотритель» . правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими писателями галерею «бедных людей» , униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности. именно эта окружающая действительность и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя самсона вырина. у него была единственная любимая дочь — разумная и проворная дуня, отцу в работе на станции. она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину» , буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика» . в конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: « беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать» . его любимица с детских лет умела кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет» , и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. самсон вырин сам разрешил дуне прокатиться с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление» , а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне» . дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «дуня с той станции отправилась далее с гусаром» . старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти дуню. самсон вырин поехал в петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр минский не отдал ему дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но дуня, увидев его, упала в обморок, а минский опять выгнал его. в трагической судьбе станционного смотрителя виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. минский считал естественным для себя просто увезти дуню (и даже не попросить ее руки у отца) , и выгнать старика, и накричать на него. трагедия самсона вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. из рассказа видно, что минский действительно любил дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «прекрасная барыня.. ехала.. в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей» . узнав, «что старый смотритель умер.. она заплакала» и пошла на кладбище. в трагической судьбе отца дуня тоже виновата. она бросила его, поступила не по-человечески. я думаю, мысль об этом не давала ей покоя — ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый. простыми и понятными словами пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека — станционного смотрителя самсона вырина, и мне жаль этого
тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл «старческими», — своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл. писатель часто рассуждает о любви, причем тургеневская концепция этого чувства совершенно особая: в отличие от толстого, который считал любовь основой семейной жизни, тургенев говорил о любви как «об известном чувстве, к которому неприменимы общепринятые нравственные мерки, как о законе жизни во вселенной». кроме того, в своих стихотворениях писатель рассматривает проблемы соотношения нравственного и социального, проблемы смысла жизни, места в ней добра и зла, предательства и благородства — словом, тургенев посвящает свои произведения тому, чем живет человечество, — , важнейшим вопросам.
одно из тургеневских стихотворений в прозе, «повесить его! », имеет основу. события происходят в преддверии битвы при аустерлице, печально вошедшей в как позорно проигранная россией. кажущаяся с первого взгляда печальной реалией жизни солдат в австрии,-где ими творились грабежи и бесчинства, а в суматохе войны наказывались и правые, и виновные, эта помимо конкретно- имеет другой, гораздо более важный, нравственно-философский аспект.