«сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение а. с. пушкина. его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью.царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход: смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи с белой зори до ночи; не видать милого друга! только видит: вьётся вьюга, снег валится на поля, вся белёшенька земля.царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. она заботливая хозяйка. попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила богу свечку, затопила жарко печку». она скромная, честная и благовоспитанная. когда богатыри сватаются к ней, она отвечает: всех я вас люблю сердечно; но другому я навечно отдана.мне всех милей королевич елисей.королевич елисей как будто списан пушкиным с былинного богатыря. его любовь спасает царевну. а зло рассыпается осколками зеркала мачехи. полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке. а. с. пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. в понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.
Стихотворение содержит ряд противопоставлений: свободная природа - скованный властью поэт-изгнанник, холодность - пламенность, бесчувствие - страдание. Но поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Поэтика Жанр - элегия. Стихотворный метр - четырёхстопный дактиль, система рифмовки - перекрёстная, дактилические рифмы. Основной приём стихотворения - аллегория. Автор ведёт воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он соотносит свою судьбу с движением туч. Возникает образ странника, одиноко бредущего по дорогам жизни. В стихотворении сливаются две важнейшие лермонтовские темы: свободы и одиночества. В первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, а во второй строфе они резко противопоставляются: тучам чужды страсти и страдания, они - "вечно холодные, вечно свободные". Этот контраст подчёркивает трагическую несвободу, изгнанничество лирического героя. В риторических вопросах, которые герой задаёт тучам: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? слышны те причины горечи и разочарования, которые заставляют самого героя покинуть родину и умчаться в чужие края. Тучки так же, как и герой, мчатся "с милого севера", но ими не руководит жестокий рок, в них нет души, они не испытывать боль. Причина их "бега" иная: Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Поэт использует также выразительные эпитеты, синтаксические повторы, инверсии ("Тучки небесные, вечные странники, / Степью лазурною, цепью жемчужною..."). Это придаёт стихотворению лиризм и напевность.